Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает!
М. Танич
Не забывая об эпитете «молодёжный» в своём названии, РАМТ выпускает ещё один спектакль, рассчитанный, в первую очередь, на юную аудиторию, но не менее (а то и более) интересный и старшему поколению театралов. «Каштанка» Чехова известна всем нам с детства: рассказ входит в школьную программу, множество раз экранизировался, анимировался и трансформировался для сцены. Режиссёр Владимир Богатырёв предлагает посмотреть на события, описанные Антоном Павловичем, глазами маленькой рыжей собачки с лисьей мордочкой — так, как это некогда сделал сам писатель. И самые обычные вещи и ситуации, пропущенные сквозь восприятие животного, становятся абсолютно неузнаваемыми, удивительными, порой — пугающими, но однозначно притягательными.
Страшный, жестокий, холодный и непонятный мир, в котором Каштанка остаётся совершенно одна… Вокруг — одни «заказчики», то есть, враги (раз к ним так относился любимый хозяин Лука Александрович, сия истина непреложна). И, вместе с собачкой, полтора часа мы делаем непростой выбор: новое, комфортное и дружелюбное — или же старое, неустроенное и тираническое?
Понятно, что в реальности собака, не задумавшись, рванётся к старому, единственному хозяину — такова уж природа её преданной души. Все метания между Лукой Александровичем и мистером Жоржем — это изобретение режиссёров, стремившихся сделать финал истории острее и ярче. Чехов был неплохим зоопсихологом — в книге Каштанка, сбросив личину звезды цирка Тётки, стремглав бросается на галёрку, не оглядываясь, чтобы вернуться к прежней жизни — с уютным верстаком, запахом дыма, руганью и побоями, скудной едой, но главное — с самыми важными для неё людьми.
Владимир Богатырёв изобрёл свой собственный подход к произведению Чехова: он не очеловечивает Каштанку и прочих четвероногих и пернатых героев и не сохраняет полностью их животную сущность, сплавляя воедино эти две традиционные трактовки. Каштанка в РАМТе — это, несомненно, собака, молодая, любопытная, забавная, мыслящая и реагирующая на происходящее абсолютно по-пёсьи. И, вместе с тем, Каштанка у Богатырёва — это юная женщина, оказавшаяся в сложной жизненной ситуации (постановщик не зря употребляет в интервью термин «абьюз» — здесь он стопроцентно уместен), нашедшая новую жизнь, новую семью — и оказавшаяся в состоянии сложнейшего выбора.
Но действительно: куда увлекательней наблюдать за людьми, такими же, как мы с вами (даже если в рамках постановки они передвигаются на четырёх конечностях и лают), нежели за самыми впечатляющими животными. Приобщаться к сути этих героев, видеть в них собственные черты, находить ответы на давно мучающие вопросы — не за этим ли мы ходим в театр?
Каштанка вернулась к абьюзеру — а редко ли подобное случается в действительности? Почему она так поступила? (И напрашивающийся ответ: «Ну, потому что она — собака!» — будет неправильным, ибо к Луке Александровичу потянулась, как мне видится, в первую очередь человеческая часть души РАМТовской Каштанки.) А что бы сделала я? Ушла в прошлую жизнь — или нашла в себе силы остаться в обретённой? И как стать такой цельной и сильной личностью, для которой вопрос выбора даже не стоит — ибо нужно быть там, где тебе хорошо, и с теми, кто тебя любит и ценит, а не третирует и унижает? Как… не быть Каштанкой?
Недлинный, лёгкий и симпатичный спектакль ставит перед зрителями сложнейшие вопросы (и не стоит следовать стереотипам и полагать, что они нацелены только на прекрасную половину публики — мужчины тоже успешно попадаются в сети абьюзеров). Ну, а если лично вам повезло, и жизнь не сталкивала вас с токсичными личностями — примите мои искренние поздравления и просто посмотрите отличнейшую постановку, окунитесь в чеховскую атмосферу и впечатлитесь работой режиссёра и артистов.
Владимир Богатырёв то ли погружает нас в игру, то ли приглашает на представление некоего уличного театра, артисты которого, творя пространство чеховского рассказа буквально из подручных средств, перевоплощаются на наших глазах, дабы оживить персонажей «Каштанки» — и главных, и второстепенных, и даже тех, кого увидеть на сцене не ожидаешь абсолютно (например, людскую толпу, которая тут, действительно, отдельный герой повествования — совершенно достоверная, многоголосая, сметающая, и при этом «сыгранная» всего шестерыми актёрами).
За плавностью повествования (а также сохранением его «человекопонятности» — ведь основной рассказчик, напоминаю, собака) следит Автор (Сергей Печёнкин). И это, без всяких сомнений, именно он — автор и есть, сам Антон Павлович, заглянувший на огонёк и решивший лично поведать публике РАМТа историю про Каштанку и тех, кто встретился на её жизненном пути.
Ужасающи и трогательны одновременно столяр Лука Александрович (Виталий Тимашков) и его сын Федюшка (Илья Барабошкин) — тут, что называется, не они такие, жизнь такая. У хозяев рыжей дворняжки нет любви и доброты в первую очередь к себе — а оттого и ко всему миру. Режиссёр абсолютно не пытается обелить этих персонажей, рисуя их в натуралистичной манере — в точности такими, какими подобные личности бывают в реальности. И потому нельзя не посочувствовать Луке и Федюшке, осознавая всю беспросветность их бытия в окружении «заказчиков». Посочувствовать, понять — но не оправдать.
Чудесно «учёное сообщество» — восторженная и добрая свинья Хавронья, с пониманием принимающая необходимость обитать в сарайчике (Людмила Цибульникова), высоко себя ставящий степенный кот Фёдор Тимофеевич (Иван Канонеров) и отдельная любовь всего зрительного зала — старый гусь-философ Иван Иванович, гоготание которого постановщик «расшифровал» как цитирование самых разнообразных произведений Чехова (Иван Забелин). Снаружи — животные, внутри — люди. И в ком-то из этих персонажей очень легко увидеть себя.
А каков мистер Жорж (Алексей Мишаков) — клоун, приютивший Каштанку и демонстрирующий истинные чудеса гуманизма (напоминаю: на дворе конец 19 века, там подобное было в диковинку), относясь к своим мохнатым и пернатым артистам, как к членам семьи! Смерть гуся для него — не просто потеря одного из звеньев «египетской пирамиды», а настоящая, глубокая трагедия. И уход Каштанки бьёт по мистеру Жоржу не меньше — впрочем, кажется, он вполне понимает её и прощает, не записывая в предатели, но помня о той самой «женской природе», которая, по факту, является общечеловеческой. Финал полностью построен на статичном и молчащем Алексее Мишакове — и это мощнейшая актёрская работа. (Знаете, точно неизвестно, кто именно рассказал Чехову историю, которая легла в основу рассказа. И вот тут мне хочется верить, что не лукавил дрессировщик В.Л. Дуров, уверявший, что речь идёт о прибившейся к нему собаке, которую он потом отсудил у прежнего хозяина. Вот бы и «нашей» Каштанке такое будущее! А главное — клоуну Жоржу.)
И, безусловно, сама дворняга с мордочкой лисички (Евгения Белобородова) — пожалуй, лучшая Каштанка из всех, виденных мной. Актриса призналась, что у неё самой собаки нет (зато кот имеется) — но я, старая любительница гавкающих тварей, утверждаю: мы наблюдаем глубочайшее погружение в пёсью психологию! Именно такие они — маленькие, жизнерадостные, беззаветно любящие хозяина, любознательные собачки, вынужденные быть храбрыми в этом огромном мире. И всё это — сплетённое с образом юной девушки, пытающейся осознать своё место в мире.
Вот она — сладкая, манящая сцена (пусть здесь и представшая в виде цирковой арены), вот грохот аплодисментов и восторги зала, и вот уже испуганная собачка Каштанка превращается в воспарившую над ахнувшей публикой чеховскую чайку… Кто не мечтал о такой судьбе? Но Каштанка отказывается и от славы, и от семейного счастья (которое она обрела в «учёном сообществе»), услышав зов любимого хозяина и вернувшись назад — в трущобы, к голоду и боли, к унижениям и насмешкам… Здесь бы помог гусь Иван Иваныч с очередной мудростью из наследия Антона Павловича — но, увы, он уже в лучшем мире…
Неожиданно глубокая, смешная и страшная (ох, эти сны Каштанки!) история подана в исключительно лаконичном стиле, идеально соответствующем Маленькой сцене РАМТа. Режиссёр делает упор на своих артистов (и он прав — труппа в РАМТе гениальна), а сценография и прочие спецэффекты (художник — Евгений Никоноров, художник по свету — Алексей Крючков), будучи невероятно привлекательными и выразительными в своей простоте, призваны оттенять и, как под микроскопом, фокусировать внимание зрителей на проживании артистами своих героев.
И в финале ты разрываешься: тебя распирает восторг от счастья Каштанки, нашедшей хозяина, и хочется рыдать — от горя, постигшего мистера Жоржа, и от осознания того, что жизнь собачки, увы, радужной не будет. Истинное театральное чувство, возможное только после единичных спектаклей. То, чего и требует сердце настоящего театрала. То, зачем мы раз за разом и посещаем храмы Мельпомены, жаждая насыщения и эмоциональной тренировки души, инсайтов и жизненных уроков.
«Каштанка» — рассказ для детей, говорите вы? Его изучают в начальной школе? Вы правы. Но «Каштанка» в РАМТе — это стопроцентный Чехов, многогранный и многоплановый, повествующий, кажется, об этих забавных животных — а, если вдуматься, о нас с вами. И, пожалуй, людям взрослым, которые исключительно в силу возраста умудрились совершить куда больше ошибок, нежели подразумеваемая целевая аудитория постановки — подростки, премьера сия окажется куда полезнее.
Ведь работу над ошибками куда приятнее делать в зрительном зале, нежели снова и снова наступать на грабли, услужливо разбросанные судьбой. Спасибо Владимиру Богатырёву за этот сеанс психотерапии и напоминание о том, зачем необходимо изживать Каштанку в себе. Какой бы прелестной и очаровательной она не казалась окружающим…
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.