Ещё один душевыворачивающий спектакль родился на сцене Театра Камбуровой. Знакомьтесь: «Степной король Лир» по одноимённой повести И.С. Тургенева, «приправленной» Робертом Вальзером и Юрием Мамлеевым. Режиссёр Денис Сорокотягин препарировал тексты, стремясь максимально углубиться в заложенные авторами смыслы, а также добавить новых, «своих», неизведанных — но однозначно делающих историю ещё многограннее и психологичнее.
Сюжет остался тем же, Тургеневским, с небольшими «корректироваками» (но важнейшими для спектакля): помещик Мартын Петрович Харлов (Александр Бордуков) держит в крепком кулаке всех домашних — как истинный король. При Харлове в имении обитают его дочери — румяная веселушка Евлампия, жаждущая любви (Любовь Логачёва), строгая, почти суровая Анна (Виктория Тихомирова), её муж, Владимир Васильевич Слёткин, которого всемогущий отец ни в грош не ставит (Александр Кольцов / Денис Сорокотягин), да ещё некто по прозвищу Сувенир — приживал, бестолковый и жалкий, но при этом определённо пугающий брат покойной жены Харлова (Мохамед Абдель Фаттах).
И однажды Мартын Петрович решает прямо при жизни разделить имение между своими дочерями. О себе он не беспокоится — куда ж Анна с Евлампией денутся, будут содержать отца, как и прежде. И вот бумаги подписаны… но всё разворачивается отнюдь не так, как виделось нашему «королю». Разваливается его жизнь, жизнь всей семьи… Овцы обернутся волками, и черти выглянут из самых тихих омутов…
За всем происходящим наблюдают соседи Харлова — мальчик Митя (Степан Аникеев-Кондрашин) и его мама Наталия Николаевна (Арина Нестерова). Именно глазами Мити мы и видим трагедию «степного короля Лира», он является рассказчиком, переносящим нас в усадьбу Мартына Петровича и снова переживающим падение «династии Харловых».
Сценография несложна, но насыщенна: лишь длинный стол, заставленный деталями быта персонажей, и этот стол «играет роли» как комнат усадьбы, так и степных просторов, когда это требуется (Ирина Пинова (Ютанина) — художник спектакля). Получается что-то близкое формату читки, когда не важны перемещения артистов в пространстве — главное, как они проживают своих героев, как погружаются в них, делают достоверными, понятными и… почти родными.
«Степной король Лир» — для тех, кто любит спектакли «психологические», кто обожает покопаться в мотивации персонажей, проанализировать их внутренние изменения, разобрать по косточкам характеры. Тем более, что здесь они прорисованы крупными мазками, ярко и выпукло, но невероятно красиво и достоверно.
И очень часто делается больно: от непонимания, от равнодушия, от лжи, от загубленной жизни… Великолепный актёрский ансамбль создаёт мир, пребывать в котором жутко и грязно… но при этом сладко и невероятно приятно.
Каждая роль в спектакле — бриллиант, но отдельно я жажду отметить просто нереальную, граничащую с гениальной работу, которую демонстрирует публике Мохамед Абдель Фаттах. Из-за режиссёрской трансформации героя Мохамеда и добавления в монологи Сувенира текстов Мамлеева (книги которого я, как ни старалась, так и не смогла дочитать — противно до одури), здесь получивших совершенно новый смысловой вектор, в характер персонажа вкрапляются эдакие «смердяковские» нотки — самолюбие униженного, величие согбенного, право сильного у отверженного… Хотя бы ради того, чтобы артист смог продемонстрировать подобную мощь, стоило в принципе ставить «Степного короля Лира».
И я не покривлю душой, если скажу, что этот спектакль смело могу назвать лучшей (лично для меня) премьерой текущего сезона. Нигде больше столь уверенно и с полным пониманием происходящего мою душу не скручивали в тонкий жгут, не рвали сердце столь усердно и с такой любовью, не заставляли страдать, согревая при этом и даря веру в то, что современный театр-то — жив (я просто временами уже начинаю в этом сомневаться).
Я люблю постановки Дениса Сорокотягина, и «Степной король Лир» стал неким новым уровнем, на который поднялся режиссёр. Об этом спектакле мне невероятно сложно рассказывать: потому что он поселился у меня внутри, в сознании и сердце, а сокровенное хочется хранить, но не вещать об оном во весь голос (собственно, именно поэтому я так долго писала данную статью: она не хотела выходить наружу, стремясь остаться в глубинах души).
И потому я вам просто скажу: обязательно посмотрите «Степного короля Лира». Здесь есть всё, за что мы любим Театр Камбуровой: безукоризненно исполненные песни (но в этом спектакле их, между прочим, очень мало — но больше и не нужно), невероятные артисты, умная режиссура… А главное — отличный вкус во всём и мысль в каждой детали. Повторюсь: будет больно. Но так, как оно случается в том самом, истинном Театре, который мы с вами ценим, больно и наполненно.
А потом вы ещё долго будете проживать про себя всё увиденное — и сочувствовать, пожалуй, каждому из героев спектакля (ну, за редкими исключениями — которые, впрочем, зависят в том числе и от вашего восприятия реальности). Но однозначно в вашей душе навсегда останется нечто новое, принесённое «Степным королём Лиром». И это — бесценно.