В декабре театр «Русская песня» под руководством Н.Г. Бабкиной порадовал зрителей по-настоящему новогодней премьерой: спектаклем «Бедность не порок» по пьесе А.Н. Островского, приурочив постановку к 200-летию драматурга. Святки, ряженые, кружащийся над сценой снег, танцы и песни — всё это великолепие по макушечку погружает публику в праздник, причём, сейчас, в начале весны, радости в душе не меньше, чем в период новогодья. Но самое главное, что «Бедность не порок» — это не некая трансформация пьесы под нужды музыкального театра и не мюзикл по мотивам Островского (как можно было бы предположить, вспомнив специфику театра) — это самый настоящий, оригинальный и глубокий Александр Николаевич в прочтении ценимого мной режиссёра Павла Сафонова.

Задумка постановки принадлежит самой Надежде Георгиевне Бабкиной — народная (во всех смыслах) артистка абсолютно справедливо предположила, что самая музыкальная пьеса Островского идеально подойдёт её театру. И действительно: драматург включил в сюжет немало песенных моментов, а режиссёр добавил дополнительные вокальные и танцевальные номера, гармоничнейшим образом включив их в повествование.

И на протяжении почти трёх часов мы наслаждаемся талантами вокального ансамбля «Русская песня», ансамбля танца «Русские сезоны» и балета «Живая планета» (мой нижайший поклон хореографу Павлу Ивлеву — он сотворил красивейшую и выразительную танцевальную партитуру), причём, что немаловажно, ряду участников данных коллективов доверены и роли —  причём, весомые.

За дополнительное эстетическое наслаждение отвечает художник-постановщик Максим Обрезков — и руку мастера невозможно не узнать. Уездный российский город 19 века — тот, который застроен деревянными домами, в котором живы народные традиции, и где очень хочется оказаться, пройти по улицам, вдохнуть чистый морозный воздух, заглянуть в прикрытые резными ставнями окна, — перед нами. Видеоконтент авторства Аси Мухиной отличнейшим образом встраивается в «рамку» декораций Обрезкова, а световой дизайн Руслана Майорова дополняет атмосферу городка из прошлого — и как же там уютно и радостно!..

Отдельные аплодисменты — художнику по костюмам Тамаре Эшбе. Наряды героев вполне соответствуют исторической эпохе, но при этом, если приглядеться, они весьма эклектичны: в костюмах сочетаются элементы былого и вполне современные, что точнейшим образом отражает задумку постановщика: стопроцентный Островский в сегодняшнем прочтении.

Павел Сафонов творит так, как я это люблю: сплетает психологическую достоверность с иносказательностью, намёками и языком тела. Должна признаться: этот подход немало удивил часть публики, ожидавшую увидеть обычный (если позволите так выразиться) музыкальный спектакль — лёгкий, простой, не нагруженный «излишними» смыслами и режиссёрскими поисками (то бишь, зрелище, предназначенное исключительно для отдыха и развлечения). Впрочем, практически все в итоге влились в происходящее, а если кто-то и счёл подход постановщика чрезмерно сложным, то вокально-танцевальные моменты покорили и его донельзя. (Здесь, каюсь, я опираюсь не на субъективные ощущения, а на диалоги окружающих меня людей, которые, сама того не хотя, подслушала.)

А я так скажу: «Бедность не порок» — великолепный спектакль, который я искренне рекомендую увидеть каждому прожжённому, думающему театралу. Вот это — музыкальная постановка моей мечты. Песни здесь не исключительно для красоты — в них заключена суть и соль происходящего. Народность — не лубочная, но живая, душевная, дышащая. И как всё исполнено!.. Как прожито!..

В главных же ролях — по большей части опытные артисты театра и кино, с лёгкостью справляющиеся с режиссёрскими задачами и творящие настоящее волшебство (а ещё — многие хоть немного, но обязательно и прекрасно поющие).

Центральную пару — младую Любовь Гордеевну и приказчика Митю (в моём случае — трогательная, хрупкая и забавная Глафира Глазунова и отлично известный мне по спектаклям Театра Гоголя всемогущий Антон Лызо) — Павел Сафонов щадить не стал, выделив на её долю максимальное количество режиссёрских находок. Но так и правильно: эти влюблённые тут даже не конкретные личности, а все те, кто не может быть вместе по прихоти злой судьбы — а также строгих родителей. Потому мы видим не страдающих людей, но мечущиеся души, тянущиеся друг к другу, но вынужденные покориться чужой воле. Невероятно интересные и объёмные персонажи — и шикарные актёрские работы.

Любимец публики — Любим Карпыч Торцов, промотавшийся дядя главной героини (Иван Замотаев, который, между прочим, ещё и отвечал за музыкальную составляющую постановки — и оная непередаваема!). «Музыкальный стендап», в рамках которого озвучивается бесконечный, объёмнейший монолог Любима, первоклассен. Роль — острохарактерная, и Замотаев с лёгкостью переходит от искрящейся комедии к острой трагедии, оставаясь достоверным ежесекундно.

Мощны и весомы купец Гордей Карпыч Торцов и жена его, Пелагея Егоровна (Александр Чернявский и она, собственной персоной — народная артистка России Надежда Бабкина). Один — суровый, властный, неумный, жаждущий сладкой и «модной» жизни в Москве, другая — настоящая русская хозяйка дома, развесёлая, разудалая и, несмотря на кажущуюся суровость, понимающая и любящая.

И Африкан Савич Коршунов — в моём составе Григорий Сиятвинда (ну да, достаточно прямолинейно персонажа по фамилии Гуслин в исполнении Павла Арламова заставить играть на гуслях, а не на гитаре, как было у Островского, а роль героя по имени Африкан доверить артисту с характерной внешностью; но и эти шалости легко прощаются, ибо так красива песня Гуслина — и столь шикарен Сиятвинда!..). Красующийся старик (да, актёр куда моложе своего героя, но художники по гриму, Мария Докукина, Екатерина Литвина и Ольга Катасова, знают своё дело), самодур-алкоголик, преследуемый призраком умершей жены (ой, как это сделано!). И ты уже почти сочувствуешь ему, почти понимаешь, почти жалеешь — но финал напоминает, кто тут есть кто. Филигранная работа режиссёра и актёра — обожаю подобное!

Плюс все остальные — участники вокального ансамбля и танцевальных коллективов (отдельно упомяну Анну Кузьмищеву, её певческие номера — одно из украшений постановки). Чудесный актёрский состав, который Павел Сафонов использовал по максимуму.

«Бедность не порок» — это спектакль, который стоит посмотреть и фанатам мюзиклов, и любителям драмы, и завзятым театралам, и тем, кто ходит в театр исключительно по серьёзному случаю, и подросткам, и пенсионерам… Абсолютно универсальная вещь — и такая, которая оставит в ваших сердцах толику тепла и веру в чудо. Ну, и в любовь, конечно.

Такой Островский нам нужен! Спасибо театру «Русская песня» за эту зимнюю, но необходимую круглогодично, праздничную магию. Стаканчик мадерки за вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.