В декабре театр «Русская песня» под руководством Н.Г. Бабкиной порадовал зрителей по-настоящему новогодней премьерой: спектаклем «Бедность не порок» по пьесе А.Н. Островского, приурочив постановку к 200-летию драматурга. Святки, ряженые, кружащийся над сценой снег, танцы и песни — всё это великолепие по макушечку погружает публику в праздник, причём, сейчас, в начале весны, радости в душе не меньше, чем в период новогодья. Но самое главное, что «Бедность не порок» — это не некая трансформация пьесы под нужды музыкального театра и не мюзикл по мотивам Островского (как можно было бы предположить, вспомнив специфику театра) — это самый настоящий, оригинальный и глубокий Александр Николаевич в прочтении ценимого мной режиссёра Павла Сафонова.
Задумка постановки принадлежит самой Надежде Георгиевне Бабкиной — народная (во всех смыслах) артистка абсолютно справедливо предположила, что самая музыкальная пьеса Островского идеально подойдёт её театру. И действительно: драматург включил в сюжет немало песенных моментов, а режиссёр добавил дополнительные вокальные и танцевальные номера, гармоничнейшим образом включив их в повествование.
И на протяжении почти трёх часов мы наслаждаемся талантами вокального ансамбля «Русская песня», ансамбля танца «Русские сезоны» и балета «Живая планета» (мой нижайший поклон хореографу Павлу Ивлеву — он сотворил красивейшую и выразительную танцевальную партитуру), причём, что немаловажно, ряду участников данных коллективов доверены и роли — причём, весомые.
За дополнительное эстетическое наслаждение отвечает художник-постановщик Максим Обрезков — и руку мастера невозможно не узнать. Уездный российский город 19 века — тот, который застроен деревянными домами, в котором живы народные традиции, и где очень хочется оказаться, пройти по улицам, вдохнуть чистый морозный воздух, заглянуть в прикрытые резными ставнями окна, — перед нами. Видеоконтент авторства Аси Мухиной отличнейшим образом встраивается в «рамку» декораций Обрезкова, а световой дизайн Руслана Майорова дополняет атмосферу городка из прошлого — и как же там уютно и радостно!..
Отдельные аплодисменты — художнику по костюмам Тамаре Эшбе. Наряды героев вполне соответствуют исторической эпохе, но при этом, если приглядеться, они весьма эклектичны: в костюмах сочетаются элементы былого и вполне современные, что точнейшим образом отражает задумку постановщика: стопроцентный Островский в сегодняшнем прочтении.
Павел Сафонов творит так, как я это люблю: сплетает психологическую достоверность с иносказательностью, намёками и языком тела. Должна признаться: этот подход немало удивил часть публики, ожидавшую увидеть обычный (если позволите так выразиться) музыкальный спектакль — лёгкий, простой, не нагруженный «излишними» смыслами и режиссёрскими поисками (то бишь, зрелище, предназначенное исключительно для отдыха и развлечения). Впрочем, практически все в итоге влились в происходящее, а если кто-то и счёл подход постановщика чрезмерно сложным, то вокально-танцевальные моменты покорили и его донельзя. (Здесь, каюсь, я опираюсь не на субъективные ощущения, а на диалоги окружающих меня людей, которые, сама того не хотя, подслушала.)
А я так скажу: «Бедность не порок» — великолепный спектакль, который я искренне рекомендую увидеть каждому прожжённому, думающему театралу. Вот это — музыкальная постановка моей мечты. Песни здесь не исключительно для красоты — в них заключена суть и соль происходящего. Народность — не лубочная, но живая, душевная, дышащая. И как всё исполнено!.. Как прожито!..
В главных же ролях — по большей части опытные артисты театра и кино, с лёгкостью справляющиеся с режиссёрскими задачами и творящие настоящее волшебство (а ещё — многие хоть немного, но обязательно и прекрасно поющие).
Центральную пару — младую Любовь Гордеевну и приказчика Митю (в моём случае — трогательная, хрупкая и забавная Глафира Глазунова и отлично известный мне по спектаклям Театра Гоголя всемогущий Антон Лызо) — Павел Сафонов щадить не стал, выделив на её долю максимальное количество режиссёрских находок. Но так и правильно: эти влюблённые тут даже не конкретные личности, а все те, кто не может быть вместе по прихоти злой судьбы — а также строгих родителей. Потому мы видим не страдающих людей, но мечущиеся души, тянущиеся друг к другу, но вынужденные покориться чужой воле. Невероятно интересные и объёмные персонажи — и шикарные актёрские работы.
Любимец публики — Любим Карпыч Торцов, промотавшийся дядя главной героини (Иван Замотаев, который, между прочим, ещё и отвечал за музыкальную составляющую постановки — и оная непередаваема!). «Музыкальный стендап», в рамках которого озвучивается бесконечный, объёмнейший монолог Любима, первоклассен. Роль — острохарактерная, и Замотаев с лёгкостью переходит от искрящейся комедии к острой трагедии, оставаясь достоверным ежесекундно.
Мощны и весомы купец Гордей Карпыч Торцов и жена его, Пелагея Егоровна (Александр Чернявский и она, собственной персоной — народная артистка России Надежда Бабкина). Один — суровый, властный, неумный, жаждущий сладкой и «модной» жизни в Москве, другая — настоящая русская хозяйка дома, развесёлая, разудалая и, несмотря на кажущуюся суровость, понимающая и любящая.
И Африкан Савич Коршунов — в моём составе Григорий Сиятвинда (ну да, достаточно прямолинейно персонажа по фамилии Гуслин в исполнении Павла Арламова заставить играть на гуслях, а не на гитаре, как было у Островского, а роль героя по имени Африкан доверить артисту с характерной внешностью; но и эти шалости легко прощаются, ибо так красива песня Гуслина — и столь шикарен Сиятвинда!..). Красующийся старик (да, актёр куда моложе своего героя, но художники по гриму, Мария Докукина, Екатерина Литвина и Ольга Катасова, знают своё дело), самодур-алкоголик, преследуемый призраком умершей жены (ой, как это сделано!). И ты уже почти сочувствуешь ему, почти понимаешь, почти жалеешь — но финал напоминает, кто тут есть кто. Филигранная работа режиссёра и актёра — обожаю подобное!
Плюс все остальные — участники вокального ансамбля и танцевальных коллективов (отдельно упомяну Анну Кузьмищеву, её певческие номера — одно из украшений постановки). Чудесный актёрский состав, который Павел Сафонов использовал по максимуму.
«Бедность не порок» — это спектакль, который стоит посмотреть и фанатам мюзиклов, и любителям драмы, и завзятым театралам, и тем, кто ходит в театр исключительно по серьёзному случаю, и подросткам, и пенсионерам… Абсолютно универсальная вещь — и такая, которая оставит в ваших сердцах толику тепла и веру в чудо. Ну, и в любовь, конечно.
Такой Островский нам нужен! Спасибо театру «Русская песня» за эту зимнюю, но необходимую круглогодично, праздничную магию. Стаканчик мадерки за вас!