Не нужна мне баба на паровозе!..

Спектакли-экскурсии (они же — спектакли-бродилки или спектакли-променады) — моя особенная любовь. Ведь они даруют возможность не только узнать больше о театре, но и побывать в святая святых — тех пространствах, куда обычно зрителю путь заказан. А ступив раз в закулисные дебри — и, тем паче, на неё саму — её величество сцену, — ты уже не будешь относиться к театру по-прежнему. Он станет родным, близким, особенным… И замечательно, что один театр за другим включает в свою афишу не просто экскурсии по собственному нутру, но полновесные постановки, позволяющие страждущим зрителям пусть краем глаза, но заглянуть за изнанку магии.

Вот и Театр Гоголя предложил публике отправиться в путешествие: по временам и пространствам. В смысле, изучить историю сего храма Мельпомены (которая определённо стоит погружения — в следующем году театру исполнится сто лет!) и пройти неизведанными обычными зрителями дорогами. Спектакль-бродилка охватывает всю «гоголевскую» историю: от клуба железнодорожников до нынешней бытности театра. И это, я вам признаюсь, крайне увлекательное путешествие!

Казалось бы, здание Театра Гоголя не предполагает каких-то длительных и увлекательных променадов: экс-железнодорожное депо — не слишком-то увлекательный объект для прогулок. Да и куда направлять стопы? Театр, все видели, весьма компактен.

А вот тут, знаете ли, важен подход: спектакль «Театр Гоголя: дорожные истории» — это способ, в первую очередь, приобщить публику именно к истории театра, его наследию, его душе, помочь постигнуть былое через настоящее (то бишь, через молодых артистов труппы, занятых в действе). И фейерверк событий, который окатывает зрителей, самоценен сам по себе. А тут нас ещё и проведут по разнообразным помещениям театра: от фойе до основной сцены (которая в рамках прогулки обыгрывается прелестно и многократно: мы и попробуем заглянуть в не открывающиеся поначалу двери, и побываем за кулисами, и постоим на подмостках, и продефилируем между рядами кресел), от малой сцены до репетиционного зала…

Вы же помните, что когда-то тут было депо? Вот мы и догоняли иллюзорный паровоз — и пусть он от нас уехал, зато театр-то остался!

По сюжету, созданному Валерией Гуменюк и Николаем Ковбасом, зрителей ведёт начальник станции — великолепный Анатолий Просалов. Он погрузит нас в историю, повеселит и проследит за порядком — и сделает всё это с невероятной лёгкостью. Роль Просалова сплавляет функцию экскурсовода с полновесным стендапом, и с оным артист справляется идеальным образом. Прекраснейшее чувство юмора, мгновенная реакция на каждую фразу публики, мастерская импровизация и невероятная тактичность. Браво! Пожалуй, в рамках театра я не видела более изящного и грамотного интерактива.

Путь сквозь время нам помогают преодолеть артисты Кирилл Ковбас (он же — режиссёр действа, а также, вместе с Полиной Фадеевой, художник-постановщик спектакля), Алеся Алисиевич, Дина Гартмон, Александр Груздев, Николай Ковбас, Павел Комаров, Александр Лебедь, Александр Лимин, Антон Лызо, Мария Макурина, Кирилл Малов, Егор Попов, Анатолий Просалов, Евгений Пуцыло и Екатерина Сахно — многоликие и в каждой детали правдивые.

Агитбригада из клуба железнодорожников, репетиция Передвижного театра драмы и комедии (одна из актрис которого, между прочим, собирается на прослушивание к самому Станиславскому!), отрывок из «Фигаро» от Центрального театра транспорта… И вот мы уже в театре, получившем в 1959 году нынешнее название. Знаете ли вы, что именно здесь впервые в СССР — ещё в 1975-м — на театральной сцене зазвучали мелодии из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»? А станет ли для вас сюрпризом тот факт, что Бертольд Брехт написал пьесу о колхозниках — то бишь, верной дорогой шёл, товарищи? И об этом нам поведают — при помощи танца (хореограф постановки Александр Лимин, кстати, лично сыграет одну из ролей) и пронзительной, проникающей в самое сердце драмы (за которой последует настоящее кавказское застолье).

И в финале путешествия — новейшая история, «Гоголь-Центр» и сегодняшний Театр имени Н.В. Гоголя, отметивший своё 99-летие под руководством Антона Юрьевича Яковлева. Насыщенная, яркая прогулка, подготовленная с огромной любовью, заражающей каждого «экскурсанта».

Если вы, как и я, относитесь к числу поклонников сего театра, обязательно приобщитесь к спектаклю-променаду, чтобы ещё глубже прочувствовать, понять, чем сейчас живут и дышат на Казакова, 8. Впрочем, ещё полезнее эта необычная премьера будет для тех, кто до сих пор по какой-то причине не познакомился с Театром Гоголя: погружение окажется стопроцентным и, думается мне, бесповоротным. Афишу начнёте изучать сразу по пути домой.

В общем, в дорогу, товарищи! Паровоз театра вперёд летит — и нам не следует отставать!

Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.