Мамы! Папы! Нам без вас —
Всё равно, что вам без нас!
Сцена на Перовской Московского театра иллюзии представляет премьеру для самых маленьких зрителей: «Праздник непослушания» по рассказу Сергея Михалкова. Режиссёр Артур Марченко (он же — автор инсценировки и художник-постановщик) предлагает детям и их родителям пуститься в сказочное приключение, посмеяться, восхититься, порадоваться и погрустить — а в конце ещё раз вспомнить, насколько мы все, большие и крохотные, дороги друг другу.
Действо начинается ещё до того, как зрители попадают в зрительный зал (потому доберитесь до театра хотя бы немного заранее, чтобы без спешки раздеться, прихорошиться и ничего не пропустить): весёлые клоуны приглашают нас на представление, а Ужасный Ребёнок Ванька (Антон Зарудний) с воздушным змеем в руках развлекается, как может, изрядно веселя почтеннейшую публику, но ужасно огорчая родную маму (Софья Безрукова / Юлия Малинина), которую сынок абсолютно не желает слушаться.
И вот — цирковое шоу! На эстраде — силач, мимы, великан на ходулях, клоуны — и, конечно же, главная звезда среди них, Фантик (Олег Жуков). Масса интерактива, восторги малолетних зрителей, хохот взрослых… Всё бы здорово, если б не Ванька, пустившийся вразнос и буквально сорвавший все номера.
Поведение мальчишки оказывается последней каплей: персонажи-родители под предводительством доктора Ухогорлоноса (Павел Ремнёв), уставшие от поведения собственных чад, решают уйти из города. И вот утром дети просыпаются — и устраивают Праздник непослушания. Теперь можно всё — ведь запрещать что-либо некому. Никаких уроков, мороженое в любых количествах, хочешь — хулигань, хочешь — кури (не пугайтесь, этот момент, описанный Михалковым, в спектакле преподнесён очень завуалированно и нравоучительно)… Настоящая житуха!..
Только скоро оказывается, что без родителей-то — никак. Некому тебя кормить, лечить, а главное — любить… И уставший Фантик, волей случая оставшийся в городке, один не может помочь всему детскому населению — Репке и Турнепке (Артём Леонов и Мария Филиппович), а также их коту Пупсику (прекрасный Александр Поваляев, бесспорный любимец всего зрительного зала), хулигану Таракану (Владислав Гросул), робкой Косточке, отвечающей в постановке за важнейшую проблему буллинга (Мария Монич / Валентина Колева) и многим, многим другим…
Надо вернуть родителей! Но как? И вдруг на площади появляется гордый Ванька со своим бумажным змеем, признавшийся, что именно из-за него ушли взрослые. Рождается идея…
Яркая, изобретательная, смешная, местами — бескрайне трогательная (я в финале, не скрою, прослезилась от умиления) постановка, которая даёт возможность родителям вспомнить, что и они сами были такими же точно Ужасными Детьми, и осознать, почему же поведение подрастающего поколения зачастую оказывается не таким, какого мы жаждем (здесь абсолютно чудесен стихотворный монолог бабушки — Светлана Варецкая-Загородняя / Елена Штепенко). А ребятня, конечно, после одного похода в театр в новых людей не превратится, зато, может быть, поймёт, что все нравоучения, запреты, обиды родителей — это проявления не плохого характера, но огромной любви.
Спектакль, безусловно, детский (на сайте указано — 6+, но пятилеток и даже вдумчивых четырёхлеток на него можно смело вести). И маленькие зрители ликуют и восхищаются на протяжении всех полутора часов. Но и родители получат от «Праздника непослушания» не меньшее удовольствие — эта постановка из тех, на которые можно идти даже единолично, чтобы порадовать сердце и отдохнуть душой.
Артур Марченко создал настоящий небольшой шедевр — и я смело могу констатировать, что посмотрела один из лучших детских спектаклей за всю свою жизнь. И пусть мой почти шестилетний наследник пока менее насмотрен, но со мной он солидарен: «Праздник непослушания» полюбился ему неимоверно.
Огромная плотность, насыщенность сюжета. Масса трюков — акробатических, танцевальных и даже немного фокусов (молодые артисты Сцены на Перовской мастерски владеют телом, а хореограф Юлия Садовская знает, как удивить и впечатлить зал). Отличный юмор, уместный перенос действия в наше время (современные словечки делают героев-детей ближе и понятнее зрителям-детям, а без мобильных телефонов, действительно, кто же в наши дни ходит?), в целом замечательная инсценировка…
Красивая картинка: весьма минималистичная, но использующая по полной световой дизайн (художник по свету — Светлана Назарова), занавес и задник (сцена полёта — это что-то невероятное) и немногочисленные, но впечатляющие элементы декораций. (Я изрядно порадовалась, когда, услышав во время цирковой сцены музыкальную цитату из «Крёстного отца», начала привычно напевать про себя: «Давай покрасим холодильник в жёлтый цвет…» — а в следующей сцене увидела как раз ЕГО: жёлтый холодильник. Простите, это личное…) И костюмы прелестны (художник по костюмам — Ольга Соловьёва), они и характеры персонажей подчёркивают, и атмосферности добавляют.
Но главное, бесспорно, это режиссёрское прочтение сказки. Нетривиальное, местами — почти эзотерическое, нелинейное, изобретательное… Диалоги перетекают в танцы — и обратно, жизненная правда — в гротеск и клоунаду, и всё в целом складывается в великолепнейший спектакль, наблюдать за которым — истинное наслаждение.
А самое интересное — что детям вполне понятны даже самые иносказательные моменты. Артур Марченко не упрощает спектакль, делая скидку на возраст аудитории. Напротив: он прекрасно осознаёт, что наши малыши куда мудрее, нежели кажется нам, родителям, и заставляет детскую фантазию, расшифровывающую те или иные элементы постановки, работать по полной.
Конечно, помощь мамы или папы необходима — разъяснять, что происходит и почему, вам нужно будет в обязательном порядке (ну, как оно всегда и бывает в театре, если вы сопровождает начинающего зрителя). Но вот что любопытно: загвоздки у моего личного наследника возникали именно «сюжетные» (скажем, он, посещающий детский сад, не сразу догадался, что одна из сцен происходит в школьном классе). Зато, например, оба полёта на воздушном змее (шикарные находки режиссёра) мне «растолковал» он сам — равно как и остальные постановочные метафоры и аллегории (даже финальной сцене с игрушечным клоуном он объяснение нашёл — в то время, когда я сама ещё её обдумывала и анализировала).
Аплодисменты режиссёру! Камерная, лаконичная по форме, но богатая на детали работа — мощнейшая работа! Первоклассный актёрский состав — и удивительно, как всё это многолюдье помещается на небольшой сцене. Постоянный контакт с публикой (и какое удовольствие для детишек получить из рук Фантика конфетку или же кинуть в хулиганов бумажный «снежок»). И тот редкий случай, когда покритиковать спектакль абсолютно не за что — зато расхваливать его хочется долго, многословно, а главное — абсолютно искренне.
Обязательно приводите ребятишек на «Праздник непослушания» (но не упустите билеты: на март их уже нет, да и на апрель совсем скоро закончатся). Такие постановки относятся к категории «маст си» — так что изучайте афишу, выкраивайте дату в своём загруженном графике, хватайтесь за хвост бумажного змея — и взлетайте на крыльях фантазии над Москвой!
В конце концов, всем нам — и детям, и родителям — нужно учиться понимать друг друга.