Хорошие комедии — вещь в нашей жизни совершенно необходимая. А если они не только позволяют немного расслабиться и улыбнуться, но ещё и заставляют хоть капельку, но задуматься о важных вещах, то цены подобным постановкам нет. Как раз такая премьера и состоялась на Малой сцене Театра Маяковского — здесь появился лёгкий, забавный, эмоциональный, крайне симпатичный спектакль «Габриеле. Итальянская комедия» по пьесе молодых итальянских драматургов (вроде бы, даже в какой-то мере автобиографической) Фаусто Паравидино и Джампьеро Раппы.
Постановщик Сергей Тонышев презентовал публике эдакую театральную матрёшку: спектакль в спектакле в спектакле. Первый пласт повествования — некая театральная труппа, которая, во главе со своим режиссёром (внимательно следящим за процессом и дающим ценные указания по ходу действия), работает над пьесой «Габриеле». А второй пласт — собственно, сам спектакль «Габриеле», за «репетицией» которого мы и наблюдаем.
И мы видим Рим годов, пожалуй, 90-х прошлого века. Скромная съёмная квартира, в ней обитает пятёрка молодых актёров-неудачников — Фаусто, Филиппо, Серджио, Андреа и Джампьеро. Они, вроде бы, и стремятся достичь высот, но то ли им постоянно не везёт, то ли они недостаточно верят в себя и не предпринимают достаточных усилий для покорения театрального Олимпа, то ли просто слишком инфантильны и ещё не осознали своей жизненной цели… Как по мне — так все сразу утверждения верны.
Но однажды в устоявшееся существование компании врывается Анджела — не то ангел-хранитель, не то демон-искуситель — и приносит с собой дыхание истинной жизни, любовь и самые настоящие взрослые проблемы, которые, как ни крути, а придётся решать…
Комедия положений с итальянским привкусом и перчинкой (спектакль совсем не просто так маркирован 18+, хотя при всей его нецеломудренности он крайне приличен, сдержан и может цитироваться в любом обществе невероятно воспитанных людей). Ещё одна история о поиске себя и взрослении, рассказанная простым, живым и современным языком (отдельный поклон — переводчице Юлии Вергун).
…да и потом, нужно же, в конце концов, узнать, кто он — этот Габриеле, и какова его роль в происходящем?..
Сергей Тонышев умеет подавать быт если не возвышенно, то, коли позволите так выразиться, приподнято над привычной реальностью. Этот режиссёр обладает талантом творить в абсолютно разнообразных жанрах, не повторяясь и не загоняя себя в какие-либо рамки, но фирменные его черты — умение мастерски работать с пространством и предметами, глубокое проникновение в суть каждого персонажа и подача оного в наиболее ярком виде, вдумчивая расстановка смысловых акцентов и следование им — остаются неизменными. И неважно, говорим ли мы о глобальном, сверхмасштабном и переполненном смыслами «Чагине», которого Тонышев поставил в «Современнике», или же о лёгком — я бы даже сказала, легкомысленном — «Габриеле».
На сей раз в глубинную основу постановки режиссёр заложил комедию дель арте — каждый герой является, по сути, определённой маской (то бишь типажом), вокруг утрированных черт которой уже напластовывались те или иные детали характера и личностные особенности, делающие персонажей не картонными фигурками, но вполне живыми людьми. И вся шестёрка действующих лиц с удовольствием развлекает почтеннейшую публику, окатывая волнами итальянского темперамента и импровизации, основанной как на указаниях персонажа-режиссёра (Максим Наумов), так и на зрительских реакциях.
Молодые артисты Театра Маяковского (Кира Насонова, Иван Ковалюнас, Иван Сапфиров, Ярослав Леонов, Семён Алёшин и Станислав Кардашев), будучи сами примерно в возрасте своих героев, великолепно понимают их горести и радости, стремления и страхи. И потому история на грани клоунады и гротеска смотрится максимально правдивой — и это несмотря на утрированно театральную её подачу!
Режиссёр приближает публику к происходящему: зрительские места практически окружают небольшой пятачок сцены — поклонники театра «Сфера», несомненно, порадуются, увидев знакомую картину (единственное, в «Маяковке» действие всё же по большей части ориентировано стандартным образом — вперёд, в сторону традиционного зрительного зала; потому как следует поразмыслите, стоит ли приобретать билет в боковые сектора). Сценография лаконична: круглый стол, на котором сгрудились предметы быта квартирантов. Световой дизайн создаёт ощущение пребывания в недорогих апартаментах — тусклые лампочки, полутона и юношеская неустроенность (художник-консультант — Филипп Шейн, художник по костюмам — Владимир Кравченко, художник по свету — Иван Васецкий).
Ну, и видеокамера, конечно. Мы уже не единожды наблюдали данный приём: вывод на экран лиц артистов (тот же Шерешевский подтвердит). Впрочем, Сергей Тонышев и не стремится к новаторству: если есть отличный инструмент, который подчёркивает режиссёрскую задумку, то почему бы его не использовать? Тем более, что артистам свойственно снимать видеовизитки (а если мы спустимся на первый слой спектакля, то согласимся, что постановщику тоже полезно иметь видео своего детища, потому логично, что персонаж-режиссёр Максима Наумова ходит с камерой наперевес). Так что в «Габриеле» такой «прямой эфир» — не просто украшательство, но ещё одна деталь, делающая всё происходящее более настоящим.
Если вы хотите немножко расслабиться и отдохнуть, а потому ищете в афише хорошую комедию, при этом не звеняще пустую внутри, но наделённую определённой мыслью, то обратите внимание на «Габриеле». Но учтите: сюжет далёк от целомудренности! Повторюсь: ничего неприличного на сцене не происходит. Просто в один прекрасный момент центральной становится тема секса (а как иначе, если перед нами — страждущая молодёжь?). И коли вы полагаете, что вас подобное фраппирует, выбирайте иной спектакль.
А мне было очень хорошо и уютно в День театра на Малой сцене «Маяковки». И я считаю, что отличнейшим образом отметила праздник, посмотрев «Габриеле».
Одна сложность — непонятно, как теперь перестать петь:
Mamma mia, here I go again
My my, how can I resist you?
Mamma mia, does it show again
My my, just how much I’ve missed you?..