Сцена под крышей Театра им. Моссовета — это пространство экспериментов и творческих опытов. И вот на суд публики представлена ещё одна премьера: «Кабаре „Гадюка“», как сказано на сайте театра, «драма в стиле кабаре с выстрелами и песнями по мотивам повести А. Н. Толстого „Гадюка“».
Постановщик спектакля Анна Галинова (по «основному виду деятельности» — актриса, уже знакомая «моссоветовской» публике по роли Офелии в спектакле «ШЕКСПИРГАМЛЕТ») — режиссёр отнюдь не начинающий, уже опробовавший себя на данной стезе, и потому вполне уверенно взявшийся за текст «красного графа» и презентовавший историю Ольги Зотовой с новой, неожиданной стороны.
Сюжет вкратце таков: 1918 год, Казань. В дом зажиточной семьи Зотовых врываются бандиты, убивают отца и мать, ранят саму юную Оленьку, давшую нападающим смелый отпор… К счастью, девушка выживает и попадает в больницу, где знакомится с человеком с ястребиными глазами — Емельяновым, сторонником большевиков. Увы, в город входят белочехи, захватывают власть и Оленька попадает в тюрьму — один из бандитов, напавших на её семью, опознал жертву и, испугавшись, что она укажет на него, поспешил написать на девушку донос — мол, она знается с большевиками.
Идут месяцы, Ольга томится в тюрьме, всеми забытая… А Казань снова занимают красные. Белочехи перед побегом расстреливают всех заключённых, но смерть снова щадит Зотову: тот самый Емельянов, теперь — командир кавалерийского эскадрона, находит её, отдаёт на попечение «старорежимному доктору», который излечивает раны девушки. И спаситель берёт беднягу под своё крыло: зачисляет в собственный эскадрон, учит необходимым премудростям, везёт с собой на войну, всегда находится рядом, даже спит с ней в одной кровати… Бойцы полагают, что Ольга — жена Емельянова, потому не покушаются на её честь и относятся с уважением. Увы, сам командир эскадрона не позволяет себе никаких вольностей в отношении подопечной, а она, конечно же, без памяти влюбляется в Емельянова…
Вот такая отнюдь не весёлая история подана… крайне зажигательно, танцевально, музыкально, разухабисто и разудало. Кабаре ведь, как иначе? И молодые артисты Театра Моссовета снова подтверждают, что сей храм Мельпомены по праву считается одним из самых музыкальных: ничуть не уступая именитым коллегам, давно зарекомендовавшим себя в этом плане, они ударно вокализируют, проявляют хореографические таланты, музицируют (в ход идут фортепиано и гитара)… Ну, и, конечно же, филигранно проживают роли.
Уместна ли «рамка» в виде кабаре, если речь в постановке идёт о войне? Вполне. Во-первых, Анна Галинова предлагает нам «историю в истории»: некий писатель (по факту — конкретно А. Н. Толстой) является в кабаре, дабы там, наслаждаясь шоу, писать свою книгу об Ольге Зотовой со товарищи (ну, вот нравится ему такая атмосфера, муза, я так полагаю, снисходит быстрее). А во-вторых, жизнь — штука многогранная. Даже в самое страшное время люди находят силы на смех, шутки, песни — тем и спасаются. Собственно, одноимённый мюзикл — Cabaret (равно как и спектакль «Кабаре Терезин», где действие вообще происходит в еврейском гетто) — именно об этом.
Сочетание смешного и страшного, несуразного и возвышенного — это, при должном мастерстве постановщика, мощнейший микс. И «Кабаре „Гадюка“» — отличный пример удачного сочетания, казалось бы, несовместимого, в котором одна и та же сцена может как вызывать неудержимый смех, так и заставлять вытирать слёзы.
Впрочем, если вы предполагаете, что ваши вкусовые пристрастия не включают подобную стилистическую и эмоциональную эклектику, просто дождитесь второго акта — он построен по куда более традиционным схемам. Никакого больше кабаре — видимо, потому, что жизнь изменилась, и теперь надо становиться на ноги, поднимать голову после войны, а не отвлекаться при помощи веселья и канкана.
Ольга Зотова вернулась к мирному существованию, она живёт в московской коммуналке, служит в конторе… и является белой вороной. Ольгу не любят, именуют «Гадюкой» (и это — чуть ли не самое «ласковое» из прозвищ, которые дали героине коллеги и соседи)… А она ещё сильнее, чем прежде, жаждет обрести любовь…
Тут знатоки уже почувствуют вайбы «Норд-Оста» (что в сценах в коммунальной квартире, что в отображении рабочих будней персонажей), и лично мне эти лёгкие параллели невообразимо пришлись по душе.
Вторая половина спектакля ставит непростые вопросы: до какой черты способен дойти человек при травле? На ком действительно лежит вина за происходящее? Что и как необходимо было предпринять, дабы избежать непоправимого? Большую часть ответов зритель должен дать себе сам.
Анна Галинова создала очень лёгкую для восприятия, но при этом насыщенную внутренне постановку. Минимализм, схематичность, метафоры (в том числе и в сценографии Михаила Виноградова, костюмах Екатерины Сергеевой, световом дизайне Ольги Раввич и видеоконтенте Павла Егорова), масса превосходного юмора — и моменты, выворачивающие душу наизнанку. Уместнейшим образом вписанные в происходящее музыкальные номера. Чувства (от любви до ненависти), бьющие наотмашь…
И замечательный актёрский ансамбль. Мария Мацель проживает свою Ольгу Зотову так, как будто идёт по раскалённым стёклам. Её героиня трансформируется из наивной, неопытной девочки в молодую по годам, но не по сути женщину, душа которой, кажется, умерла и больше не способна на живые эмоции — никакие, кроме исступлённой ярости. И как страшны при всей их нелепости попытки Ольги снова «разморозиться», стать такой же, как и все окружающие… Мощнейшая актёрская работа, однозначно заслуживающая аплодисментов. (В другом составе роль Ольги исполняет Лилия Волкова, и я уверена, прочтение будет абсолютно иное, но столь же сокрушительное.)
Сергей Зотов демонстрирует нам вояку-Емельянова — доходящего порой до фанатичного исступления в своих убеждениях, но при этом — того самого настоящего русского мужика за которым — как за каменной стеной. Прекрасный Влад Боковин превращается в писателя (читай: А.Н. Толстой), в первом акте взирающего на своё «детище» довольно отстранённо (он же его сочиняет), тогда как во втором ставшего полновесной частью происходящего.
Все остальные артисты многолики и исполняют сразу несколько ролей. Олег Отс (чьи герои приобрели дополнительную изюминку из-за травмы актёра, вынужденного героически выйти на сцену на костылях) не только впечатляет драматическим дарованием, но и блистает музыкальными умениями, играя на фортепиано. А поистине всемогущие Глафира Лебедева, Ксения Комарова, Юлия Бурова и Анастасия Белова являют публике эдакий калейдоскоп персонажей — один ярче другого.
…и в финале будет очень больно — но одновременно тепло на душе. Тут тот случай, когда трагическая концовка даёт надежду на свет в конце тоннеля (по крайней мере, лично я его увидела). Почему-то кажется, что когда-то потом, много лет спустя, всё успокоится, устаканится и сложится так, как должно (особенно если не вспоминать, что к тому моменту как раз начнётся ещё одна война, перемоловшая даже самые стабильные жизни).
Ну… или, может быть, вы увидите всё с точностью наоборот, и финал станет для вас той точкой, после которой никакого будущего вообще не предполагается. Выводы будут зависеть только от вас — но в любом случае они лишь добавят смысловые детали в общую картину, любовно написанную постановщиком и артистами.
«Кабаре „Гадюка“» — спектакль про потерю и поиск себя, любви, ценности жизни в целом. Про то, что может скрываться за непроницаемой «гадючьей» кожей. И, конечно же, про людей: разных — нежных и жестоких, понимающих и неумных, подающих руку помощи и отталкивающих в самый сложный момент. И в ком-то из персонажей совсем несложно узнать себя. Только этот инсайт отнюдь не обещает быть утешительным…
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.