Александра Грина называли последним русским романтиком, внутренним эмигрантом, рыцарем мечты — и не зря, ведь писатель, несмотря на страшную действительность, стремившуюся поглотить его, дарил своим читателям чудесную, невероятную Гринландию (пусть сам автор так и не именовал придуманную им страну), свободные морские просторы, приключения — а главное, истинную, искреннюю, волшебную любовь. Может быть, именно сейчас максимально уместно вспомнить об этом человеке — почти сломленном, но оставшемся верным своим идеалам, неоднозначном, сложном — но всю жизнь стремившемся к такому близкому, но недостижимому счастью. А главное — пытавшемся провести к этому счастью тех, кто погружался в его книги.
Российский академический молодежный театр задумал вернуть нам Грина и представил на суд публики спектакль «Человек летающий» в постановке Екатерины Гранитовой. Этот режиссёр обладает редким умением создавать постановки созерцательные: размеренные, но выдержанные по темпоритму, ежесекундно насыщенные деталями и событиями — в первую очередь, внутренними, душевными, происходящими в сердцах героев. И я, как любительница подобного, искренне наслаждалась все два с половиной часа, которые длится премьера.
Всего два артиста (плюс пианист Максим Олейников, временами включающийся в действие). Александр Гришин — непосредственно сам Грин, поначалу, казалось бы, остающийся на втором плане, а потом взрывающийся фейерверком чувств и эмоций (и опять же: это внутренняя работа; мы понимаем, что бури бушуют у героя внутри, в душе, пусть внешне он их и пытается скрыть). Никакого портретного сходства — но тут оно и не нужно. Артист проживает своего героя так, что в финале становится сложно дышать.
Никакого романтизирования настоящего, живого писателя: да, он был алкоголиком. Да, он был не очень-то привлекателен и с лица, и в общении. Но творцам сие позволительно — ибо именно ранимая, чувствительная сущность и позволяет им быть творцами.
И Дарья Семёнова — многоликая, всемогущая, органичнейшая в каждой детали, воплощающая в жизнь два столпа Грина — его жён, Веру Павловну Абрамову (даже после развода остававшейся с писателем до самой его смерти — и в виде портрета, который он везде возил с собой и размещал на самом видном месте, и в качестве собеседника, пусть и по переписке) и Нину Николаевну Миронову. Какая женщина может стать спутницей гения — и в моменты славы, и тогда, когда судьба оказывается максимально жестока? Что это такое — быть музой писателя? И как остаться личностью, не раствориться в муже, даже если жизнь этого требует?
Дарья Семёнова — это нечто сказочное, непередаваемое, прекрасное во всём. А её актёрский дуэт с Александром Гришиным, поверьте, невероятен.
Режиссёр переплетает сюжеты произведений Грина с его реальной жизнью (что вполне оправданно: литератор нередко опирался на действительность во время сочинения), и вот мы уже бежим по волнам вслед за героями, танцуем фанданго или закалываем случайному знакомому воротник булавкой. И, конечно же, над нами взметнутся паруса — не алые (а они, между прочим, в спектакле РАМТа вообще не упомянуты — мы, зрители, держим их в уме и как бы «плюсуем» к происходящему), но почти настоящие, белоснежные. А если повезёт, мы даже рассмотрим вдали берега вожделенной Гринландии…
Камерное пространство белой комнаты не подразумевает детальной сценографии — и художник Сергей Тимонин рисует и гнетущую действительность, и романтические фантазии единичными, но выразительными штрихами. Интересное решение: занавеси, временами отделяющие действо от публики (сидящей по обе стороны от крохотного сценического пространства; к слову, билет можете приобретать на любое место, разницы не ощутите), абсолютно не мешают восприятию, а, напротив, добавляют атмосферности, ибо проекции на них глубочайшим образом погружают нас в предполагаемые места и время.
Если вы любите спектакли-биографии (в данном случае — с элементами фантазии), если получаете удовольствие от погружённого созерцания, если обожаете вдумчивые, мощные актёрские работы и умную режиссуру — вам однозначно сюда. И в финале вы сами станете тем самым человеком летающим — ведь при отсутствии хэппи-энда (ну, тут я не спойлерю, ибо биографию Грина может прочитать каждый… да и вообще понятно, какова точка в жизни любого из нас) в конце будет свет.
И неважно, когда мы достигнем своей Гринландии (чем бы она ни являлась). Надежда есть — и Александр Грин подтвердит. А уж если нас на нашем пути поддерживает верный, любящий спутник, если он защищает нас от бед и волнений, то разве это не счастье? Вдвоём, под парусами (настоящими ли или воображаемыми — какая разница?) путь к мечте становится гораздо короче.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.