Театр «Модерн» предлагает своей публике ещё один спектакль, после просмотра которого захочется крепко подумать. Что такое грех и добродетель? Как один отличается от второй? И как понять, творишь ли ты зло или вершишь добро? Нужно сказать, что «Страсти по Торчалову» в постановке артиста театра Шамиля Мухамедова (режиссёра-дебютанта, справившегося со своей задачей превосходнейшим образом) дают весьма своеобразные ответы на данные вопросы — но главное, что итоговые выводы спектакль оставляет на совести публики.
В основе действа — пьеса Никиты Воронова, написанная в конце 90-х годов прошлого века. И без примет времени (политиков-реформаторов, «новых русских», бандитских перестрелок) не обошлось. Хотя, надо признаться, Шамиль Мухамедов ощутимо сгладил признаки эпохи, сделав разворачивающуюся на наших глазах историю почти универсальной, близкой и понятной в том числе и людям, так сказать, сегодняшним (у него даже «браток» не в малиновом, а в дорогом чёрном пиджаке — однако!..).
И, значит, представители абсолютно разных поколений без каких-либо проблем погрузятся в сюжет. Да, те, кто постарше, считают изначальную задумку драматурга, осознают, о каких именно реформах идёт речь, и почему в странном заведении, где оказались персонажи (о нём поведаю чуть ниже), имеется целый этаж с жертвами перестрелок. Молодёжь же может в принципе не вникнуть, что нам повествуют о событиях 30-летней давности, но практически безболезненно переложит происходящее на известные им времена.
А речь идёт вот о чём: некто Павел Максимович Торчалов (Александр Борисов), высокопоставленный политик, приходит в себя… ну, судя по всему, в больнице. Но не в ведомственной, которая ему полагается, а в скромненькой, можно даже сказать, задрипанной. Торчалов в ужасе — как он сюда попал? Сосед по «палате», Кушкин (Алексей Багдасаров), разъясняет ситуацию: «Помер ты, Максимыч».
Торчалову приходится поверить в истинность этих слов. Он попал в эдакое «общежитие», где ютятся умершие — тот же Кушкин (который отправился на тот свет ещё 40 лет назад), кокетливая любительница чая Лиза (Надежда Меньшова), преставившаяся аж в 1839-м, Сашка (Евгений Невар) — революционер и царецубийца, местный авторитет… и многие, многие другие. Только нет в этом «чистилище» ни ангелов, ни чертей — лишь комендант Римма (Маина Чижевская) да дежурный милиционер Стёпа (Фотис Келепурис).
«Общежитие» — это «полустанок», с которого умершие отправляются в дальнейший путь. Нужно всего-то вспомнить свой самый страшный грех — и прозвенит долгожданный звонок. Только не так просто это — осознать, в какой момент ты сильнее всего оступился. А порой оказывается, что этим грехом было деяние, считавшееся тобой безобидным — или даже вовсе добродетелью.
И пока умершие препарируют свои жизни, они гоняют чаи, смотрят телевизор в подвале (и потому вполне в курсе текущих событий — вон, даже пышные похороны Торчалова лицезрели), катаются на трамвайчике, идущем по кругу в непроглядной тьме, поглотившей здание (это хорошо освежает голову)… А если кто-то слишком долго не может озвучить свой грех, то отправляется на «второй круг» (а некоторые — и на третий) — снова в реальный мир. И этот приговор кошмарен — ведь «жить больно»…
Зрители погружаются в прошлое персонажей, жаждая вместе с ними докопаться до истины, услышать звоночек. У кого-то получается осознать, что было тем самым грехом, и он пускается в дальнейший путь — в неизвестное нам (да и не нужно по сюжету понимать, что там — в лучах ослепительного света). Кого-то ужасает перспектива нового рождения. А Торчалов никак не может найти ответ — где же он оступился? Он разбирает по деталькам собственную жизнь (погружаясь в моменты, которые давно уже спрятал в глубине сознания даже от самого себя), честно перечисляет прегрешения и не самые достойные поступки, раскрывает сокровенные тайны… Бесполезно. Звоночек безмолвствует.
А зрители в этот момент не только плывут по волнам действия, но и начинают размышлять: а какой поступок стал бы моим самым ужасным грехом, окажись я прямо сейчас в таком «общежитии»? Откровенно говоря, я временами возвращаюсь к этим мыслям до сих пор, хотя спектакль посмотрела уже весьма давно.
Шамиль Мухамедов выстраивает в камерном пространстве Зала Владимира Левашёва (а этот великий артист, кстати, начинал работу над спектаклем, и режиссёр пообещал ему довести дело до конца) весьма лаконичный, но выразительный «загробный мир»: скромная комната посреди ничего, вокруг — темнота, напоминанием о жизни становится лишь чахлый цветок в горшке. И от того, что вся эта жуткая и неприглядная обстановка при всей своей неуютности кажется абсолютно знакомой — впрочем, как и само существование умерших людей в «общежитии», строящееся по худшим, но земным законам, — происходящее кажется стопроцентно достоверным.
И ведь Никита Воронов (и идущий за ним постановщик) не изобретает собственной космогонии: в принципе, подобный «полустанок» мог бы встроиться в любые религиозные представления (равно как и выйти за пределы оных). Некая высшая сила, безусловно, существует (ведь первая в жизни молитва Торчалова — бескорыстная молитва! — оказалась услышана). Но нам неважно, кто вершит суд над грешниками. Создателей спектакля интересует способность людей пристально вглядеться в себя и честно ответить на вопрос: а что я из себя представляю?
Финал (пусть в нём и играет решающую роль своеобразный «бог из машины», но тут, согласно теме повествования, ему самое место) душещипателен и светел. (К слову, в концовке я заметила одно из немногих режиссёрских отступлений от текста пьесы, и оно очень правильное и уместное: ну конечно же, гостем Торчалова должен быть Стёпа; так замыкаются все сюжетные линии и не возникает никакого ненужного задела на то, что происходит там, после звоночка. Простите за намёки на спойлер, но не отметить данный момент было выше моих сил.) Он — о том, что спасая других, ты спасёшь и себя. И, кто знает, может быть тем самым ты перечеркнёшь самые непростительные грехи.
Бытовая постановка о сверхъестественном — когда вы такое видели? Сверхдостоверный спектакль о мистике. Комедия о печальном. Психологически выверенное повествование о тех, кому уже нечего, казалось бы, терять, ведь они пересекли черту между бытием и смертью. Пронзительная премьера, подкупающая глубиной при внешней простоте. Мощнейшие актёрские работы. И удачнейший режиссёрский дебют — мои овации Шамилю Мухамедову.
«Страсти по Торчалову» впечатлят и любителей спектаклей, запускающих на полную катушку мыслительный аппарат, и ту публику, которая ходит в театры, дабы отдохнуть и расслабиться (почему нет, такой релакс — штука отличная). Два часа без антракта пролетают легко и незаметно — это при непростой проблематике сюжета! Но, действительно, премьера «Модерна» однозначно заслуживает внимания, и я искренне рекомендую её всем тем, кто рассуждает, в какой бы храм Мельпомены направить свои стопы. Замечательная постановка, как ни крути!