Творческое объединение «Вахтанговский практикум» продолжает свои эксперименты: на сей раз в Арт-пространстве Нового манежа родился весьма нетривиальный спектакль под названием «Хвала котам, или Приношение почтеннейшей публике». В основе постановки — пьеса Людвига Тика «Кот в сапогах» с вкраплениями рассказа Гофмана «Необыкновенные страдания директора театра».
И вот что интересно: немецкий драматург Тик, сочинивший свою комедию аж в 1797 году (хотя, придя на спектакль «Вахтанговского практикума», проблематично догадаться, что материал столь «возрастной», если не погружаться в тему заранее), иронизировал над современным ему театром. Сюжет прост: некий молодой автор написал пьесу по сказке «Кот в сапогах», и вот она выходит на подмостки. И мы видим не только с детства известную историю о чудесном коте (хотя, надо сказать, в данном случае оригинал укорочен, лишён финала; и это вполне оправданно: мы и так понимаем, что должно было случиться на сцене, куда важней другое), но и реакцию на неё почтеннейшей публики, в которую (как и в артистов труппы, демонстрирующей «Кота в сапогах»), перевоплощаются ребята из «Вахтанговского практикума».
Вечное столкновение творца и зрителя: попытка создать нечто свежее, новое, оригинальное… и неприятие публики. Да, в текст добавлены фразы, актуальные сегодня. Но и изначальные диалоги Тика намекают: собственно, ничего за 200 с гаком лет и не изменилось. Люди в зале хотят одного, создатели спектакля — другого. И пусть в наше время не принято во весь голос выражать свои эмоции от увиденного, как это делают задуманные Тиком персонажи-зрители, но с первой же сцены, сама того не желая, начинаешь себя ассоциировать с кем-то из них.
Режиссёр (она же — художественный руководитель «Вахтанговского практикума») Ася Князева, традиционно для себя, показывает сложное простым, лёгким, игровым языком, не чураясь элементов гротеска, фарса и клоунады, но при этом выстраивая действо по законам русского психологического театра. «Хвала котам» — это одновременно и утрированная пародия на «театральных людей» всех мастей, и местами печальная, местами невероятно забавная правда, отлично знакомая всем тем, кто хоть краешком считает себя причастным к искусству Мельпомены.
Но тут вырисовывается единственная (и для кого-то — основополагающая) проблема спектакля: узость его целевой аудитории. Весь этот крик души нацелен на тех, кто «внутри», кто устал от непонимания, от невозможности творить, от отдачи себя до последней капли — и стены в виде зрительского отрицания и жажды чего-то иного, привычного. «Не можем молчать!» — вопиёт «Вахтанговский практикум», и имеет на это полное право.
Только вот «широкому зрителю» эта трагедия мало интересна и отнюдь не близка, а постановка слишком глубока, умна, многогранна для того, чтобы занять в сердце «обывателя» (уж простите за такое определение далёкого от театральных будней человека) место забавненькой антрепризки, чья задача одна: развлекать. (Да и потом: а так ли это приятно осознать, что именно тебя «прожаривают» со сцены? Что это ты — тот самый человек из зала, которого только что высмеял и драматург, и режиссёр, и артисты? Впрочем, тут нужно ещё сообразить, что герой постановки — ты, любимый.)
Впрочем, мы-то с вами — истинные театралы, потому «Хвала котам» — спектакль конкретно для нас. И мы будем восторгаться решениям постановщика (право, Ася Князева — один из интереснейших режиссёров сегодняшнего дня), влюбляться в молодых артистов, с лёгкостью меняющих образы и амплуа, умиляться Коту в исполнении Антона Власова (остальных актёров позвольте не перечислять, просто поверьте: каждый из них — красавец! А нам на пресс-показе продемонстрировали оба состава исполнителей, так что я точно знаю, о чём говорю) и аплодировать истинному главному герою повествования: Его Величеству Театру.
«Хвала котам, или Приношение почтеннейшей публике» — из тех вещей, про которые невероятно сложно рассказывать. Такие спектакли нужно смотреть и анализировать сердцем, потому как каждая деталь здесь важна и работает на общую сверхзадачу. Описывать же всю эту красоту — только зазря спойлерить и портить потенциальной публике удовольствие от посещения Арт-платформы.
Вот что скажу: «Вахтанговский практикум» — невероятно смелые ребята, раз за разом успешно ставящие рискованные опыты и доказывающие, что нынешняя театральная молодёжь дорогого стоит. «Хвала котам» — интереснейшее приключение и для артистов, и для зрителей, умных понимающих зрителей, по праву считающих себя частью творческого процесса. Любовью к таковым и пропитано всё полотно спектакля — от и до.
…да и в зеркало смотреться полезно: а я, случаем, не превращаюсь в кого-то из них — Отщепенца, Социопата, Интриганку, Фата, Хвастуна, Суфражистку, Моралиста, Кокетку и Влюблённую, пришедших посмотреть спектакль про кота в сапогах, — соответствую ли тому образу Зрителя, который рисую себе, не стыдно ли мне за себя перед Театром? Поразмышляю на досуге…