Манит, манит, манит карусель
В путешествие по замкнутому кругу…
Старая сцена «Мастерской Петра Фоменко». Камерный Зелёный зал. И — ещё один спектакль, на который невозможно купить билеты (последние показы сезона распроданы в ноль — и абсолютно заслуженно, я считаю). Знакомьтесь: «Божественная комедия. Вариации» по поэме Данте Алигьери (сразу отмечу, что в классическом переводе Михаила Лозинского).
Юрий Титов выступил здесь сразу в трёх ипостасях: он режиссёр, автор инсценировки, а также непосредственно исполнитель роли Данте, путешествующего по кругам ада и ступеням чистилища туда — в небесный рай. «Жанр» своего детища постановщик обозначил осторожно: «Пробы и ошибки». Как по мне, не стоило скромничать: пробы и эксперименты, действительно имели место, а вот с ошибками не сложилось — по крайней мере, лично я ничего такого, в чём бы стоило расписываться прямо на афише, не заметила. Но на то Титов и творец, чтобы сомневаться, а наше дело — оценивать и делать выводы.
И вот ведь интересно: «Божественная комедия», кажется, произведение совершенно несценическое. Слишком много действующих лиц и локаций, красочных описаний «потусторонних пейзажей», объёмных и витиеватых авторских мыслеизлияний (впрочем, поэма славна тем, что первая из себе подобных была написана обычным «человеческим» языком, и Лозинский славно потрудился, перекладывая её на русский) — да и вообще вся тематика, скорей, требует «киношного» подхода. Вот на экране это всё воплотить (особенно с современными-то технологиями) можно легко и впечатляюще. Но как подобное перенести на сцену?
И Титов поступает довольно нетривиально. Можно было бы использовать проекции, заполонившие сегодняшний театр, разнообразные экраны и прочие научные достижения, дабы впечатлить почтеннейшую публику. Ан нет. Поэма была написана в начале 14 века, и режиссёр не «переносит» её к нам, нынешним, но позволяет зрителям ненадолго оказаться там, в прошлом — где картины адских мучений, при всей наивности их трактовки, были ужасающими и остужающими кровь в жилах, а представляющие их люди опирались не на телеужастики, но на собственный опыт и «бэкграунд».
Потому и «спецэффекты» в спектакле — те, которые были бы уместны в театре былых веков (ну, разве что световой дизайн, за который отвечал Юрий Лебедев, вкупе с саунд-дизайном Анны Байденгер соответствуют «стандартам» 21 века, но эти элементы постановки здесь — не для украшения, они творят атмосферу и придают событиям настоящность, создают почти реалистичные картины ирреальных мест). Древнегреческие театральные маски и греческий же «хор» в воплощении Вениамина Краснянского (не зря же во времена Данте ад и представляли обителью «демонов»-богов из не знающей христианства античности), забавные бесы — будто бы из детских фантазий, «шевелящиеся» покойники в гробах, стилизованные «средневековые» наряды (художник по костюмам — Евгения Панфилова) — и всё это в пространстве, с одной стороны ограниченном многофункциональной стеной некоего здания (которое за время спектакля сменит множество «ролей»), с другой — величественными колоннами, являющимися неотъемлемой частью интерьера Зелёного зала, с третьей — временами приоткрываемыми на радость впечатлённой публике цветными витражами, а с четвёртой — ступенчатым подиумом и своеобразным «садом», навевающим мысли о картинах Босха (который, пусть и творил позже, нежели Данте, но определённо с поэмой был хорошо знаком).
И художник-сценограф Мартын Степанов создавал всё это великолепие не просто так: дело в том, что основной «спецэффект» здесь (снова как будто из того, старого театра, когда иного сотворить не позволял тогдашний научно-технический прогресс, а вот подобное зато — влёгкую) направлен непосредственно на зрителей. Мы привыкли к тому, что перед нами вращается сцена. Но вот чтобы крутили вокруг своей оси весь зрительный зал — явление, скажем так, редкое. (И мне очень жаль, что данное решение не станет неожиданностью для читателей рецензий и отзывов о спектакле, ибо я пришла в «Мастерскую Фоменко» «неподготовленной», и когда кресла совершили первый оборот, потеряла дар речи от неожиданности.)
Получается, что действие в постановке развивается на все 360 градусов, а зрители проходят круги ада вместе с Данте и его проводником Вергилием (Николай Орловский) в буквальном смысле. Стопроцентное погружение в сюжет!
Юрий Титов вдумчиво поработал с текстом поэмы: в два часа сценического действия он вместил только те моменты, которые были необходимы ему для раскрытия замысла, подробно поведав об аде, вкратце сообщив о чистилище и почти мельком, вскользь упомянув об итоговой точке пути своего персонажа: небесном рае. И это вполне можно оправдать, ибо рай — он у каждого свой, и для «Мастерской Фоменко» неважно, что и как происходило там. Главное — сам путь Данте, его переосмысления и преодоления, а во главе угла — очищение героя, перерождение, позволившее вступить в райские врата.
Режиссёр, как он это умеет и уже не впервые демонстрирует (пусть прежде и не в столь глобальном, мне кажется, масштабе), сливает воедино драму, вокал, хореографию и музыку. Язык тела (хореограф — Анатолий Войнов) здесь не менее важен, чем слова, а музыкальное оформление Николая Орловского — разножанровое, разновременное, соединяющее Вагнера и Рахманинова с Уэббером, а спиричуэл с роком и рэпом — делает атмосферу каждой из сцен ещё более насыщенной и почти осязаемой. Вся музыка при этом исполнена оркестром театра — и музыканты, как бесплотные духи, временами возникают в разных точках пространства, отчего путешествие по кругам ада становится ещё более захватывающим.
Множество символов — от простеньких, легко считываемых, «средневековых», до тех, трактовка которых становится театральным ребусом, и правильный ответ здесь будет у каждого своим. Лёгкий, ненавязчивый и почти всегда неожиданный юмор, снижающий пафос повествования и превращающий героев поэмы в обычных, живых людей (что особенно важно, ибо иначе вслушиваться в многословие Данте было бы проблематично). И тут тот редкий случай, когда неважно, о чём говорят, главное — как, и это правильно. Форма простраивает смыслы, и их — масса.
Вишенка на торте — превосходные актёрские работы (кроме уже упомянутых мной артистов в спектакле заняты Александра Титова, Елена Ворончихина, Михаил Крылов, Виталий Метлин, Александра Кесельман, Владислав Ташбулатов, Борис Яновский, Елизавета Бойко, Мария Геращенко, Ольга Будер, а также юные Надежда Цвигун и Серафим Титов). Множество образов, калейдоскоп персонажей — и каждый великолепен.
Приобщиться к «Божественной комедии» «Мастерской Фоменко» стоит хотя бы ради незабываемого экспириенса — не каждый день тебя крутит по кругам ада. А для меня этот спектакль стал одним из самых интересных и мощных в завершающемся сезоне.
Если вы любите «театральный экшн», то сия постановка — точно для вас. И здесь говорят отнюдь не о чём-то религиозном и скучном, но о поиске себя, о пути к лучшему себе, о способах стать чище и выше. Так что, коли вы тоже «земную жизнь прошли до половины», загляните к «фоменкам». А вдруг да нащупаете что-то важное?
PS. И не забывайте, что «комедией» (эпитет «божественная» подарил ей чуть позже восхищённый Боккаччо) свою поэму Данте назвал не потому, что текст заставляет неистово хохотать. Просто так распределялись жанры в Средневековье: если начало спокойное, а финал ужасен, то это трагедия. А если наоборот (да ещё и язык не возвышенный, а «народный») — то комедия. Так что не ждите двух часов увеселений. Тут думать надо.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.