Да, и пусть я посмотрела «Растратчиков» почти месяц назад — 17 ноября, за день до официальной премьеры (которую, напоминаю, перенесли с 16-го числа). Но всё равно этот мюзикл остаётся в числе новинок сезона, а значит, рассказ о нём будет многим интересен и полезен.
Попробую достаточно кратко и по пунктам изложить свои мысли.
1. Что меня сразу удивило, так это выбор материала. «Растратчики» Катаева — ну кто же читал эту повесть?.. Кому она, простите, интересна?.. Но по приезду из театра я села и, несмотря на ночь, запоем прочитала первоисточник. Ребята, он крут! Какой язык, какой смачный текст!.. Выходит, даже, наверное, хорошо, что произведение не на слуху — сюжет немногим известен заранее. И, оказалось, вполне злободневненько вышло. Хотя, думается, как?..
2. Порадовало бережное и трепетное отношение авторов сценария к катаевскому тексту. Изначально беспроигрышные фразы грамотно вложены в уста персонажей — как по мне, так удачнее либретто, чем в «Растратчиках», сегодня ни в одном мюзикле нет. Правда, моя любимая фраза («Портвейн номер одиннадцать и козинаки!») — это уже находка сценаристов (а конкретно — часть про козинаки, конечно).
3. (Тут небольшой спойлер, если не хотите узнать настроение финала, идите в пункт 4 сразу!) Безусловно, финал изменён. Это мюзикл, это современный мюзикл (на дворе 21 век, отношение к растратчикам, сами понимаете…), потому — хэппи энд. И правильно. Я, честно говоря, ближе к концу перепугалась, что всё будет, увы, безрадостно. И ведь похоже было, что к этому и шло! Но — ура! — красиво вывернулись!
4. И сразу: учтите, что время действия — 20-е годы прошлого века. То бишь, 1920-е. В нашей стране. Если вы не такой фанат данной эпохи, как я (просто знаю, что почему-то многих этот период не вдохновляет), приготовьтесь морально!
5. Теперь о музыке. Если тексты меня более чем устроили, то в этом плане «Растратчики» далеки от лидерских позиций. Нет, это не такая беспросветная серая скука, как «Я — Эдмон Дантес» (а побороть «Дантеса» в данной «номинации» сложно). Даже наоборот — мелодии симпатичные, мотивчики местами неплохо запоминаются и подпеваются… Но ждать откровенных шедевров не стоит. Просто милая музыка. Увы, без хита. И всё же, Леонидов меня приятно удивил. Для новичка в мюзиклах — отлично (я же не ошибаюсь, вроде, что это первая такая работа?).
6. Тексты песен. В отличие от «разговорных» моментов, они уже не имеют к Катаеву никакого отношения. Ну, что вам сказать… Не Ким! И здесь у «Растратчиков» всё нормально. Тексты песен вполне гармонично вписываются в общую канву и не режут слух. Согласитесь, большая редкость для отечественных мюзиклов!
7. Вообще, картинка сильно напоминает «древний» мюзикл «12 стульев». Проблема, полагаю, в основном в совпадении исторического периода, который не слишком часто на подмостки попадает. Ибо так-то особое сходство обнаружить проблематично (если уж совсем придираться, и «Норд-Ост» приплести можно, в нём же тоже часть сюжета на аналогичные годы приходится). С другой стороны, к примеру, во всех фильмах и спектаклях про войну показана война и люди в военной форме — но это же не значит, что они все копируют друг дружку. А вот кто вспоминает ещё и «Продюсеров», могут не беспокоиться: да, параллели провести можно. Но Катаев, Катаев — это его рук дело! Это он повесть написал!
8. Поскольку прошлое творение Театра Мюзикла, «Времена не выбирают», было — да и есть, идёт же по сей день — чем угодно, но только не мюзиклом (а как по мне, так это вообще жуть кошмарная, которую надо закрыть и забыть, как страшный сон), то от «Растратчиков» я не ожидала в принципе ничего хорошего. Каково же было моё удивление (и счастье!), когда я вдруг обнаружила, что, во-первых смотрю мюзикл — самый настоящий (ну, с некоторыми «национальными особенностями», но мюзикл), а во-вторых, вполне себе крепенько и на уровне сделанный!.. Люди, «Времена…» и «Растратчики» — совершенно разные, полярные постановки. Это почти небо и земля — в качественном плане.
9. Что же касается «национальных особенностей», то тут всё стандартно. Например, это чисто наша национальная черта — ввести ненужных для развития сюжета второстепенных героев (бандиты в конце первого акта — вот зачем нужна была их драка, для чего эти персонажи в принципе?), выдать по песне «вспомогательным персонажам», хотя песни эти или вообще неуместны (ария Середы), или же глупо стоят враскорячку посреди уже завершённой сцены (песня «девушек» про чулки в том же конце первого акта). Да, и пусть песенки эти довольно хороши, пусть красиво исполнены — но зачем?
10. Общая картинка (постановка / хореография / декорации / костюмы). Это всё в одном пункте, ибо картинка настолько ровненькая, что вычленять нечто и описывать особо нет желания. Как я уже писала, постановка очень крепкая. Провисов и провалов я не заметила в принципе, стиль (как режиссёрский, так и хореографа) мне по душе (хотя многие танцы в «Растратчиках» ругают — а я вот не буду). Интересна идея с декорациями: вот эти задники, проматываемые, как киноплёнка, один за другим, да ещё и с шикарной подсветкой в нужные моменты, меня несказанно радовали весь спектакль. Здорово, что световое оформление тоже на уровне: плоские, схематично нарисованные интерьеры и «экстерьеры» на задниках в лучах прожекторов приобретают объём и жизнь. В общем, всё на удивление уместно и симпатично. Лично я люблю вот так выглядящие постановки.
11. Наконец-то наш родной российский мюзикл откровенно смешной. Это не натужный юмор «Времён…», а на самом деле грамотный текст и соответствующая игра актёров. Превосходное сочетание комического и печального — там, где оно нужно.
12. Живой оркестр! То, что я — и не только я — так люблю. Великолепный дирижёр который, кстати, используется и в сюжете — то гитару подаст, то ещё что-то. По всем правилам дирижёра показывают на экранах, висящих в зале. То есть, его видят артисты, что просто жизненно необходимо, а также зрители. Но это уже просто приятное дополнение.
13. Актёрский состав. Вот тут всё очень хорошо. Правда-правда. Ругать почти некого.
Резюме: что ж, полюбились мне «Растратчики». Сейчас, когда впечатления уже подулеглись, я могу с полной уверенностью сказать: угу, а я сходила бы на этот мюзикл ещё разок! Сначала вот не хотелось, буду честна. А теперь, чувствую, я была бы совсем не против (тем более, я одна из немногих счастливцев, которые считают, что Театр мюзикла находится не в «заднице мира», а в «очень удобном районе Москвы» — ну, ехать мне туда сравнительно недолго).
Если Театр мюзикла будет и дальше двигаться в подобном направлении, то я могу за него только порадоваться. Ибо после похода на «Времена…» я, как и многие, уже мысленно поставила на этом театре крест.
Да ладно, не надо так про «Времена», они тоже хороши)