Поклоны

Что ж, друзья мои, свершилось: меня плотно взяли в оборот и отвели на «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» в театр имени Моссовета (за что в очередной раз низкий поклон и множественные проявления признательности). Скажу сразу: я уже смотрела это действо 27 ноября 2008 года (а для моего мужа это был первый в жизни поход в театр — он у меня дикий, из военной семьи, кочевавшей по городам без культурных развлечений; ну, зато он в футболе рубит). Но есть небольшая тонкость: поскольку подробного отзыва я о том посещении оставить не удосужилась и подзабыла, что же конкретно подумала по выходу из театра, то давайте сделаем вид, что изучала местных Джекила и Хайда я на новенького (да-да, сравнений с тем давним просмотром не будет — надеюсь, причины понятны).

И теперь — радостная новость для тех, кто упрекает меня в излишней саркастичности, и печальная для той части читателей, которая приходит порадоваться злобным ругачкам. Сегодня я намерена хвалить и воспевать.

Собственно, отзыв. Тезис №1: я очень люблю Моссовет. Он как-то со мной на одной волне. И пусть сейчас я не столь часто хожу в этот театр, как лет (страшно подумать) 15-20 назад, но чувства не потухли. Тезис №2: моссоветовский «Джекил и Хайд» — это не мюзикл в чистом виде. Это — музыкальный спектакль, в лучших отечественных традициях. Вы хотели шоу? Вам не сюда. Нет, здесь вам и станцуют массово, и открытый огонь зажгут, но основной упор сделают на актёрскую игру и передачу внутреннего мира, чувств и переживаний персонажей. А я что? Я такое люблю.

Именно тут вы будете наслаждаться (или наоборот — по вкусу) множественными сольными ариями героев, не подкреплёнными красочным кордебалетом. А потому что актёры вполне справляются с тем, чтобы, находясь на сцене в гордом одиночестве, три-четыре минуты не просто удерживать внимание зала, но и заставлять этот самый зал забыть о том, что уж полночь близится, и спать охота, и вообще… Я — втянулась. Меня радовала каждая песня — хоть Хомский сотоварищи ответственно и вставили в спектакль почти всю доступную массу треков (ну, к примеру, обычно в постановках присутствует или Bring On the Men, или Good ‘N’ Evil — а тут вот обе песни сразу).

И ладно б только это — в Моссовете ещё и поют здорово. Понимаю, многое зависит от состава. Но вот 15 августа сего года паззлик сложился отменно. Как будто б конкретно меня спросили, кого я жажду лицезреть, и вписали имена в график. (Да-да, я осознаю, что вы, дорогой читатель, можете любить абсолютно иных артистов, однако, я же пишу о своих личных впечатлениях.) А уж если кто-то и не мог похвастаться стальными голосовыми связками, то он брал своё актёрской игрой. И в канве данного музыкального спектакля (а я настаиваю на использовании данного термина — тем паче, что и на официальном сайте театра именно он вам встретится) сиё исключительно уместно и спасает положение. Не забудьте — мы говорим всё же о репертуарном драматическом театре! (И сейчас даже совершенно неважно, что именно этот театр, по моему скромному мнению, в 90-е воспитывал у широкой московской публики любовь к жанру мюзикла… У меня ж воспитал!.. А я — публика широоокая. Кто видел, тот знает.)

Длится спектакль аж 3 часа 10 минут. И вы знаете что? Мне не было скучно ни секундочки. Спасибо актёрам, я наслаждалась. Вы можете поинтересоваться, как же так: я вот яростно ругаю фееричного и признанного во всём мире «Призрака Оперы», но хвалю всякие «Алые паруса» — ну, или вот «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда». А у меня критерий простой: цепляет или нет. «Призрак» прошёл сквозь моё сознание, как через решето. А «Джекил и Хайд» в версии Моссовета затронули некие важные струны души, и я покрывалась в зале мурашками, ощущала Тот Самый Театральный Расколбас (да что душой кривить — я и в данный момент его ощущаю) и мысленно восклицала, что я — счастливейший человек в мире.

Собственно, надо как-то резюмировать. Скажу так: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — это отличный пример того, как неплохой мюзикл может быть переосмыслен и поставлен хорошим драматическим театром, в котором работает целый сонм шикарно поющих артистов. Да, я ещё не видела питерскую версию (но вот кааак найду работу, каааак смогу купить билеты, кааак заценю!..), но уже по результатам изучения Ютуба могу сказать: там — мюзикл. Здесь — музыкальный спектакль.

И подсказка для тех, кто ещё не. Помните, что как оригинальный мюзикл, так и создание Моссовета оооочень долго запрягают, зато потом быстро едут. Три четверти первого акта проходят довольно спокойно (некоторые аж соскучиться успевают, странные), а потом — бац! — и всё заверте… Ну, такое вот либретто. Потому просто смотрите, что происходит — и радуйтесь песням.

Наверное, перейду уже к актёрам. Низкий поклон танцевальному ансамблю — вот ругала я его после просмотра «Суперзвезды», а тут — не смогу. Молодцы. Веселилась, когда за моей спиной народ, увидев Марину и Славу Адамович, восторженно шептал: «Близняшки!..» Ну да, они крутые.

Традиционно ансамбль в Моссовете не поёт (фонограмма спасёт мир, увы), но давайте примем сей факт, как данность. В другой раз я бы яростно грозила спектаклю пальчиком, но этому театру — не могу. Он такой.

А сейчас раскрываю программку — и по порядку. Тут что важно — многие любимые, через годы пронесённые… Мои!.. Моссоветовские!

Прупс — Александр Емельянов. Эх, не сложилось у меня увидеть Александра в «Суперзвезде» — ни в роли Анны, ни, тем паче, Иуды. А вот теперь, хоть меня и напугала диктофонная Иудина запись, я жажду оценить Емельянова. А он потому что как-то так крут. Вот роль, казалось бы, в «Джекиле и Хайде» небольшая — но впечатлил. Очень милый, здорово поющий (не слишком ли баритонально для Иуды?.. люблю баритонов!..), прекрасно играющий. Да, надо познакомиться с работами Александра поближе.

Генерал Глоссоп — Леонид Сенченко. Сенченко — он Сенченко и есть. Вива!

Леди Энфилд — Мария Кнушевицкая. Непоющий персонаж. Но мне мил. И аплодисменты за то, что вечная шуткофраза про крысоловку каждый раз была смешной, а не вызывала недоумение. Здорово.

Епископ Бейсингсток — Анатолий Адоскин. Мастер. Ударно пытался забыть слова, но так грамотно выходил из ситуации, что не будь я в свою очередь мастером спорта по замечанию стрёмных ситуаций, ничего не поняла б (знатоки вещают о том, что Адоскин разок забыл на сцене появиться — но остальные, герои, справились на ура). Прям «седина в бороду — бес в ребро», какой епископ. Да я и Пилатом Адоскина любила (за диалог с Иисусом в первую очередь; на вокальных кусках держала пальцы крестиком), и тут — сами небеса велели. (Я обещала воздержаться от сравнений с первым просмотром… Не смогла. Тогда, почти 7 лет назад, я видела Бутенко. Прямо и не знаю сейчас, кого б предпочла…)

Саймон Страйд — Олег Кузнецов. Зачем я так ударно смотрела «Норд-Ост»?.. Тот же несчастный Ромашов — только фармацевт. И с букетом аналогично припёрся — и не взяли цветы так же… Но не виноват Кузнецов в сложившейся ситуации. Хороший он в «Джекиле и Хайде». Умилялась всю дорогу.

Спайдер — Евгений Ратьков. Да побейте меня уже — во второй раз вспомню первое посещение «Джекила и Хайда». Тогда Ратьков стал для нас с мужем самым ярким персонажем — ну, за «Фасад» и игру вообще. Сейчас я просто отмечу, что интересный и выпуклый герой — зато самый непоющий (в плане вокального дарования). Но ему можно. Правда.

Леди Бейконсфилд — Нэлли Пшенная. Люблю эту актрису, ей-ей. Она, правда, не самая ударная певица в спектакле (увы и ах тебе, моя любимая Bring On the Men, доставшаяся Нэлли… не, всё сделано на достаточно высоком уровне, но добавь этой песни мощи — и будет вообще праздник; да-да, в данной версии песня сия досталась не Люси, а хозяйке притона). А в целом, Пшённая — она как всегда, на уровне.

Люси Харрис — Ирина Климова. Тогда я видела Гусеву… Больше никаких тут мне флэшбеков! Говорим о Климовой. Я, знаете ли, отношусь к той когорте, которая любит Ирину. Да ещё в «Джекиле и Хайде» Климовой есть, где развернуться (вспомним хотя бы «рокерское» «Добро и зло»), и нет, где включить ультразвук. Я искренне наслаждалась её вокалом (да, честно) и актёрской игрой.

Пул — Владимир Сулимов. Ещё одна непоющая роль. Но Сулимову я рада аж с тех давних пор, когда 30 с гаком лет назад впервые пришла в Моссовет на «Шум за сценой» (ещё тот, с Арлазоровым) и ухохатывалась над его: «Грабили мы, грабили!..» Просто спасибо.

Джон Аттерсон — Александр Бобровский. Не иди я по программке, оставила б сего господина напоследок. Но раз он здесь — то и шквал аплодисментов тут же. Ммммм, Бобровский… Тут всё: и стать, и талант, и вокал. В общем, Бобровский — это Бобровский. И спасибо постановщикам Моссовета за то, что дали попеть Аттерсону поболе, чем предусматривалось в оригинальном мюзикле (например, начало «Противостояния» именно данному герою досталось). Раз уж вспоминаю я тут прошлое, то замечу, что Александр Алексеевич как стал моим любимым артистом после первой просмотренной мной сто тыщ лет назад «Суперзвезды» (ах, этот Савл!.. нет, в самый первый-то раз был Кайафа, а через несколько дней — уже Савл; так вот: ах, этот Савл!..), так им и оставался много лет — да и сейчас при вопросе: «Кто твой любимый актёр?» — я в первую голову вспоминаю про Бобровского (щас-то я с уверенностью заявлю, что самого любимого, одного-единственного, нет, но вот те, на кого я сбегу смотреть даже с операционного стола, это те-то и те-то — и в первых рядах А.А. Бобровский). А потому что талантище. И Бобровский — это Бобровский. Ах да, я это уже говорила.

Сэр Денверс Кэру — Степан Старчиков. А понравился. И вокально на достойном уровне. А уж в квартете в первом акте (который «Он слишком сильно увлечён») — вообще здорово. Такой прям сэр Денверс отличный, что аплодируем хором.

Эмма Кэру — Лилия Волкова. Надо иметь отдельный талант, чтобы сделать роль положительной «голубой героини» интересной. У Волковой оный присутствует! Понятно, за что Джекил любит такую Эмму, понятно, что она сама думает о происходящем — ну, и вокал рекомендую. Вполне ударно работала в дуэте с громогласной Климовой — а это само по себе подвиг. Хорошая Эмма.

Доктор Генри Джекил и Эдвард Хайд — Валерий Анохин. Роль-мечта. Тут ты хороший — а тут ты страшный Хайд. И артист — не меньшая мечта. Во-первых, как же всё круто было сыграно!.. Сцены трансформаций — это ж нечто. И часто (если включить тот же Ютуб и изучить иные постановки) видно, что некоему актёру интересней играть Хайда, чем Джекила. Здесь тоже Валерий на все сто расходился в Хайдовской шкуре — но и Джекилом он был аналогично шикарным, не забывал о том, что эта-то роль главнее, как ни крути. Важно ещё что: в отличие от Питера, где Джекила-Хайда играют молоденькие красавчики-удальцы (нет-нет, я не принижаю талант ни одного из них, я просто констатирую факт), в Моссовете сделан упор на мастеровитость, искренность и вокальный дар (э… угу, я щас про Анохина, как чо; не-не, он тоже красавчик-удалец, но в несколько ином формате, вы ж меня понимаете — он не для девачек, аплодирующих исключительно красивым глазкам). Вы б слышали, как Валерий поёт… Да, мир уже знаком с «Джекил-Хайдом в стиле рок», но явление это не слишком частое. А у нас — вот оно!.. Ррррок, больше ррроку!.. И как же круто данный стиль пения ложится на музыку Уайлдхорна!.. А как я такое люблю — вы б знали… Ждала неуёмно «Противостояния» (в смысле, Confrontation). Анохин в нём великолепен. К постановке сего номера небольшой вопрос — Валерий явно может дать жару в чуть более динамичной версии. А вокально и актёрски — конфетка. Очень зрелая, профессиональная и шикарная работа. А дуэты с Бобровским… Я промолчу.


В общем, вот вам сплошная похвала. Ну да, я могла бы начать цепляться к тем или иным вещам — но не хочу. Потому как в данном случае эмоциональная составляющая пересиливает критика во мне. Я признаю, что вы можете со мной не согласиться. Но я вот только что из театра — и растекаюсь медузкой по стулу от удовольствия. А потому что Моссовет. Он такой!..


Напоследок — о самом большом минусе спектакля. Это, безусловно, мои фотографии с поклонов. Они ужасны. Но я всё равно их сюда прикреплю. Зря снимала, что ли?..

2 комментария для “«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»: и семи лет не прошло…”
  1. Интересный отзыв, спасибо) Я правильно помню, что все зарубежные мюзиклы в постановке Моссовета — не по лицензии? Если это так, то как они умудряются столько лет не вызывать гнева и исков правообладателей? Вопрос не праздный — у самой голубые мечты на тему любительского театра мюзикла, но как представлю, сколько проблем может быть с правами, так сразу теряюсь и пугаюсь. А это все-таки профессиональный театр.
    И пускай питерскую версию вы не видели, так видеоверсию Джекилла и Хайда бродвейского смотрели наверняка. Насколько сильно в Моссовете изменили либретто (и тексты)? И вообще, абстрагируясь от ностальгии, что вы предпочитаете?) Просто мне Уайлдхорн в целом вообще не нравится, но если сам спектакль хорош, то интересно было бы посмотреть.

    1. Я Уалдхорна люблю, но в аудиоварианте. Почему-то его мюзиклы, перенесясь на подмостки, как правило, превращаются, на мой вкус, в школьный театр (тот же ценимый мной «Монте-Кристо» обсуждаемого автора — ну такая шляпа на сцене). Потому ДиХ в оригинале мной до конца так и не досмотрен — тоскую я. Но уже скачала эту версию и пообещала себе перебороть тараканов в голове и ознакомиться с ней целиком.

      Что же касается лицензии… Ну, на оф. сайте Моссовета гордо сказано: «Версия предоставлена по специальному соглашению с компанией «Мьюзик Тиэтр Интернешнл (МТИ)»». Так что в этом вопросе я не копенгаген, но можно предположить, что в отличие от мы все знаем какого мюзикла, ДиХ в Моссовете — не пиратка.

      И по поводу собственных начинаний. Завидую яростно — отличные планы. И не такие уж недостижимые. Можно ж не сразу замахиваться на короля нашего льва. Есть кучища неплохих, но малоизвестных мюзиклов, авторы которых предоставляют любительским труппам права на постановку чуть не на номинальных условиях (помнится, находила я даже такие, что вообще бесплатно делать можно было — только получи оф. согласие авторов… увы, конкретные названия из мозга испарились).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.