Да, это не мюзикл. Это даже не музыкальный спектакль — несмотря на то, что поют много, поют хорошо и душевно. Это действительно, как и указано на афише, полуторачасовой «романс в интерьере». Но я всё равно оставлю здесь свой отзыв — потому что до сих пор пребываю в состоянии светлого душевного покоя, умиротворения и благодарности артистам, постановщикам, лично Елене Камбуровой и её театру в целом за чудесный вечер.
Вообще, попасть на «Снился мне сад…» в театре под руководством Камбуровой — нетривиальная задача. Камерный зал на 50 мест просто не в состоянии вместить в себя всех желающих, а спектакль идёт не слишком часто. Потому озаботиться о билетах необходимо заранее — так, как это сделала я. Совет: выбирайте места в правой части зала, тогда вам не будет перекрывать обзор ограждение «веранды» (ниже есть фотографии с поклонов, несколько поясняющие, о чём идёт речь).
Так вот, «Снился мне сад…» Очень интимная, правдивая и пронизанная светлой грустью история, записанная на страницы дневника — то ли существовавшего на самом деле, то ли нет… Единство времени, места и действия: летний день 1904 года, семья Воловичей с гостями на своей веранде готовится к концерту в честь именин хозяйки дома. Волшебная и проникновенная Елена Камбурова в качестве нарратора-рассказчика, зачитывающего тот самый дневник и иллюстрирующая его своим неповторимым вокалом. И всё — очень по-настоящему, ты как будто бы знаешь всех этих людей давно, очень давно, и их беды и радости — они и твои тоже.
«Снился мне сад…» — это не про вынуть душу и вывернуть наизнанку, как, например, шедевральный «Роман о девочках» в Театре у Никитских ворот, который на днях меня — в хорошем смысле этого слова — до нитей истрепал и в тряпочку превратил (да-да, это такой нескрытый намёк: посмотрите «Роман» обязательно!..). Это — про то, что внутри. И про то, как рушится жизнь — да, она уже рушится, хотя внешне всё премило и хорошо. Жизнь вот этой семьи — одной из многих — и целой страны. И пусть потом будет что-то иное. Вот такого летнего дня больше не случится. А сейчас — гроза…
Безусловно, можно начать придираться к сценарию, сокрушаться, что недостаточно «экшна», а финал — он вообще не читался, исходя из всего остального. Но — зачем? Для нас приоткрылась старинная музыкальная шкатулка, порадовала мелодиями, которые любили наши прадеды, и точёными фигурками, спрятанными под крышкой. И, знаете, я, мягко говоря, не слишком-то жалую романсы. Но здесь каждая песня вызывала живейший отклик в моей душе. «Снился мне сад…» — штучная вещица, изящный сувенир из прошлого, позволяющий отвлечься от нынешней суеты и как-то по-иному взглянуть на дела сегодняшние.
В спектакле масса песен. Часть из них исполняется в рамках репетиций концерта, другие (их немного) иллюстрируют мысли и чувства героев, а третьи поёт рассказчик — моя любимая Елена Камбурова, которая оказывается сразу и вне сюжета, и над ним, и в нём. В роли оркестра выступают два прекрасных музыканта — гитарист и пианист. И слушать все эти романсы — истинное наслаждение.
Сама же постановка крайне, если позволите так выразиться, тактична и аккуратна. Это вполне понятно: зал слишком мал, чтобы ляпать широкими мазками. Потому всё максимально натуралистично, тонко и искренне. Множество нюансов рассыпано по всему полотну, и приходилось постоянно вертеть головой, чтобы уследить за каждым персонажем. Интересно решена и работа с пространством. Спектакль идёт в малом зале театра, поистине крохотном, и задействованы и балкончики, и пространство сбоку и перед сценой-настилом. Тут немудрено ощутить себя внутри повествования (а если сидеть как я, в первом ряду, да ещё на том месте, перед которым постоянно что-то происходит, то, поверьте, если б артисты решили играть у меня на коленях, большего чувства сопричастности не возникло бы).
Наконец, актёрский ансамбль. Тут должна признаться: шла на «Сад» в первую очередь потому, что жаждала посмотреть Е. Вальца в новом спектакле. Ну, и товарищ Мохамед Абдель Фаттах меня интересовал — мудрые говаривали, что прекрасен он в «Саду». Более ни одного знакомого имени (безусловно, кроме Камбуровой) в программке не было. Потому вдвойне, втройне приятнее, что я не могу выделить буквально никого, кто мне понравился бы более или менее. Замечательны были все, я верила каждому и любила всех до одного.
Трогательный и смешной Роман Калькаев в роли Сергея Львовича, хозяина дома. Он ведь всё прекрасно знает и видит — и что его жена смертельно больна, и что она неровно дышит в сторону приезжего поручика. Но, несмотря на свою несуразность, он оказывается выше всего этого. И не потому, что тряпка. Да, ему больно. Но ему в первую очередь важна поддержка жены. А там ещё и Анна Александровна приехала… А Сергей Львович же — он мужчина. Но он помнит о жене и о её болезни. Потому будет играть шута и развлекать всех — и, в первую очередь, любимую Ирочку. Вот как-то так я увидела этого персонажа.
Юлия Зыбцева — Ирина Васильевна, та самая умирающая жена Сергея Львовича. Тоже человек всё осознаёт, но ведь праздник — и потому будем радостны и счастливы. Крайне трогательный персонаж, одно удовольствие было наблюдать за ней.
Евгений Вальц — Петя, сын вышеупомянутой семейной пары. Или как там было сказано постфактум? «Взрослый сын молодой матери». Да не замечаешь ты, что артисту уже некоторое время не 20 лет, как гласит сценарий. (Меня просто этим пугали — мол, перерос Евгений Петю, учти. Но, уважаемые, это — театр, тут важно иметь талант, чтобы сыграть юношу пылкого. И всё, зал верит и принимает.) Занесло юнца в воды революционные сдуру, а он ведь — совсем из иной заводи. Но это пока почти игра, и пусть Петя сам искренне верит в те идеи, которые озвучивает, жизнь покажет, кому куда идти.
Виктория Тихомирова — Алина, подруга Пети. Звенящий колокольчик и отличная вокалистка. Тоже эдакие «вихри враждебные», но, наверное, потому, что этим болеет Петя. Правда, он в данный момент думает об Алине в первую очередь, как о боевом товарище, но это ж — дело времени, усердия и понимания. Мне видится так.
Александр Марченко — Иван Ильич, доктор. Не просто второй состав, а человек, вписанный в программку ручкой, а на сайте театра значащийся одним из музыкантов. А я вот прониклась им особо. Трезвомыслие дня — причём, молчаливое такое. Порой, правда, выдаёт свои мысли на-гора — и так, что никому мало не показывается. Интересно, а вот доктор столь малопоющ даже в массовых вещах всегда или только в случае Марченко?..
Татьяна Пыхонина — Анна Александровна, художница-эмансипе. Та, к которой несколько неровно дышит и Петя, и сам Сергей Львович. Но так — немножко, потому как — не такая, как все, особенная, с самого Парижу и вообще — птица вольная. Одинокая и с фляжечкой коньячку (или что там у неё), но вольная. Она даже в тайне от себя завидует семейному счастью Ирины Васильевны. Пусть мещанство, но близкие люди рядом. А актёрская работа — шикарная.
Александр Кольцов — поручик Ипатьев. Мммм, он великолепен. Его «Выхожу один я на дорогу» меня расплющило. Мощный персонаж, для которого долг — в том числе и дружеский — выше его чувств. Вот хороши все — а Кольцов особая прелесть.
Мохамед Абдель Фаттах — Константин Радов, режиссёр. Вот уж кто меня поразил в самое сердце — так это Мохамед. Я даже в самых смелых мечтах себе представить не могла, что он может быть таким. Как же Мохамед великолепен в «Саду»!.. Это что-то. Нервный, дёрганый, верящий в искусство завтрашнего дня и презирающий «малый театр». Мохамед шикарный, и если кто хочет посмотреть на него под новым углом — все в «Сад»!
Наталья Селиваненко — Глаша, няня. Ещё одна моя любимица (как и все остальные, но чууууть больше). Вроде, не главная роль, но так вкусно сделанная, что встать и аплодировать. Спасибо.
Так вот, финиширую. «Снился мне сад…» — это ни разу не для тех, кто жаждет некоего театрального катарсиса. Но скажу о себе: если нервы раздербанены в хламину и хочется чего-то такого, что медленно, но верно занимает душу, успокаивает и утешает (несмотря на то, что тема-то печальная) — то вам сюда. И вам споют так, что захочется летать. И сыграют так, что захочется творить. Одна тонкость: умудритесь купить билеты.