На этот мюзикл студентов МСИ им. Державина я планировала пойти ещё 31 октября, но тогда не сложилось. Потом я несколько месяцев слушала и читала чужие отзывы — весьма разноплановые, но имеющие две общих черты: очень длинно (аж три с половиной часа) и «их Раскольников — крут неимоверно». И, наконец, я взяла себя в руки (верней, в них меня взяла гражданка Екатерина, за что ей спасибо и низкий поклон) и 13 марта отправилась на Алексеевскую. Скажу заранее: друзья мои, это было здорово!
Вводные данные: «Раскольников» — дипломный спектакль 4-го курса актёрского факультета Международного Славянского Института. Даётся несколько раз в месяц по выходным абсолютно бесплатно. Вот просто приезжаете к шести вечера, проходите в зал и занимаете свободные места.
Почему я так торопилась посмотреть «Раскольникова»? Безусловно, по той причине, что играется он под музыку Эдуарда Артемьева — ту самую, которая уже сегодня зазвучит на сцене Театра мюзикла во время первого публичного показа «Преступления и наказания».
Нет-нет, я даже и не думала сравнивать эти два спектакля. Я прекрасно знала, что они не похожи от слова совсем, а от стихов Ряшенцева в МСИ остались рожки да ножки — они используют на 95% собственный текст. Более того, я была в курсе, что и сценарий здесь иной — более близкий к роману Достоевского, местами — аж дословный.
И это при том, что в спектакле всего два мальчика и много девочек (таков гендерный состав студенческой группы, как мне сообщили; пришлось изобретать выход — и это удалось). То есть, мужских ролей почти не осталось. Сергей Рогачков действует в ансамбле, выходит в качестве священника, городового и Мармеладова. Лужин и Свидригайлов остаются где-то за кадром — про них говорят остальные герои. Ну, и, конечно же, Раскольников — Георгий Едунов, о котором — позже.
Конечно, меня пугало и завораживало такое дамское изобилие при отсутствии мужчин. А на деле всё оказалось столь гармонично и уместно, что, не скрою, хотелось бы лицезреть воочию таких значимых персонажей, как те же Лужин и Свидригайлов, но и без них получилось здорово.
Зато было бесконечно интересно гадать, какие песни использовали постановщики, и каким героям они достанутся. Я наизусть заучила за много лет аудио «Преступления и наказания» 2007 года, потому жутко веселилась, когда, например, романс Свидригайлова зазвучал из уст матери Родиона (ясное дело, с новыми словами). К слову, аранжировки использованы те же самые, которые записывались для CD.
О длительности. Да, три с половиной часа действия — плюс два антракта (в холле продавались, кстати, шикарные брендированные зефиринки с изображением топора — не смогла удержаться и купила). Первый акт покорил моё сердце полностью. К финалу стало тяжеловато, но завораживало не менее. Не вру: спектакль у ребят получился мощнейший, отдавались они своему делу на сто процентов, и эмоции публики были столь сильны, что некоторым профессиональным постановкам, билеты на которые стоят неплохих денег, поучиться бы.
Теперь — постановка. Всё очень насыщенно, интересно и эмоционально (уж падать на сцену — так с размаху, хватать за шею — так от души). Меня отдельно впечатлили хореографические включения — в том числе и моменты перемещения декораций, которые время от времени были не чисто функциональны, а превращались в отдельный танец. Поклонище и за акробатические трюки в финале первого акта. Не знай я заранее, никогда не сказала бы, что студенческая работа.
Ещё мило, что всё было по-настоящему. Надо топор отмыть или бельё постирать — так на сцене будет вода. Если предлагают откушать щей, то в тарелке они и окажутся. А уж блины в сцене поминок — моя отдельная любовь.
Несколько неуместной показалась сцена с гулящими девицами. Да, её попытались максимально гармонично вписать в общую канву, но она как-то элементом из иного мира смотрелась. Ну, зато девочки оторвались от души.
Вокал. Вот этот момент — единственный, который может подвергнуться критике. Действительно, не все ребята справлялись со своими партиями (а они, на секундочку, сложнейшие — особенно те, которые были на диске №2 оригинальной записи). Что было безукоризненно — так это церковные песнопения красной нитью проходящего по сюжету крестного хода (можно как угодно относиться к гипертрофированной религиозной составляющей данной постановки, но, будем честны, в романе Достоевского она тоже на первом плане). Сольные арии кому-то подчинились более, кому-то — менее. Но немаловажно, что в «Раскольникове», в отличие от мюзикла-первоосновы, очень много диалоговых моментов, взятых напрямую из книги Фёдора Михайловича. И студенты полностью реабилитировали себя актёрской игрой.
Да, кстати, подзвучивается всё действо микрофончиками, свисающими с потолка. Так что будьте готовы к не самому лучшему звуку и к тому, что половину слов в песнях вы не разберёте. Тут ничего не поделать, и стоит поблагодарить постановщиков за то, что хотя бы такой выход был найден (напомню, что спектакль показывается бесплатно, а индивидуальные микрофоны недёшевы даже в аренду).
Плавно переходим к актёрской игре. Я знала, что Раскольников должен быть хорош, и настроилась на то, что он будет столпом спектакля, а остальные — ансамблем, вращающимся вокруг него. Собственно, так и было, но не потому, что девчонки играли хуже. Напротив — они очень грамотно вывели Раскольникова на передний план (как и должно), отлично справившись и с собственными ролями. Просто созвездие восходящих звёзд, друзья мои.
Теперь — чуть подробнее о некоторых исполнителях ролей.
Смерть — Таиса Осипова. Тут не только саму Таису я хочу похвалить, а постановщика, который ввёл в действие этого персонажа. Нечто мощное и инфернальное было. А у Таисы — отличная пластика, которая позволила ей передать весь ужас происходящего.
Амалия Людвиговна — Аревик Казарян. Одна из девушек, перед которыми стояла нетривиальная задача сыграть даму в возрасте. Всё моё уважение педагогам, которые научили своих студентов достоверно перемещаться на несколько десятилетий вперёд. Хорошая Амалия Людвиговна вышла, редиска такая. :)
Лизавета — Софья Карулина. Всё — как в оригинале. Наивная, забитая собственной сестрой Лизавета. Очень мне понравилась.
Старуха процентщица — Ольга Борзенко. Эта вообще на пятёрку справилась. Самый возрастной герой — и один из самых ярких. Рекомендую к просмотру.
Поля — Алина Калинкина. И неважно, что десятилетняя Поля была на голову выше своей взрослой сестры Сони. :) Тут была обратная и не менее сложная задача — сыграть ребёнка. Умилительно и здорово вышло. Над вокалом же надо поработать.
Катерина Ивановна Мармеладова — Алина Муравых. Та, кто мне понравилась из девочек сильнее всего. Играла на разрыв. Понимаю, что персонаж интересен и необычен, но его же надо подать. А сцены сумасшествия — отыграть так, чтобы все поверили. Алина — великолепна.
Дуня Раскольникова — Лилия Качанова. Очень жаль, что с пением были заметные проблемы. Но актёрски — всё точно и ярко. Та самая Дуня, которую я представляла, читая роман.
Пульхерия Раскольникова — Светлана Судомир. Ещё одна моя любимица. Та, под ногами которой рушился мир, но она до последнего пыталась во благо детей сделать вид, что всё хорошо. Эта её робкая детская улыбка — прекрасна. А молитва, которую она пела во время диалога Родиона и Сони, один из самых выразительных эпизодов спектакля.
Соня Мармеладова — Юлия Фардзинова. Не буду кривить душой, вокально тоже нестабильна. Никак не давались Юлии высокие ноты, во время которых она переходила на крик. Но — милая и вызывающая симпатию и сочувствие. И превосходно партнёрствовала с Раскольниковым во время дуэтных сцен. Чтение притчи о Лазаре — сказочно.
Родион Раскольников — Георгий Едунов. А это — однозначно герой вечера. Бесконечно прекрасный артист, уже сложившийся и со всех сторон профессиональный. И поёт, и танцует, и через столы перепрыгивает, а уж как играет — закачаешься. Я просто себе не представляю, как Георгий умудряется находить в себе ресурсы, чтобы отрабатывать даже не один спектакль, а два — в субботу и воскресенье. Потому что — всё по максимуму (а уж эти биения собой о сцену…). Не было ни одного малюсенького момента, когда я бы хотела даже не сказать — прошептать: «Не верю!» Ни крошечной неточности, ни одной попытки оступиться. А эмоциональное наполнение героя — это что-то неописуемое. Как я сказала во время второго антракта, «даже если третий акт каким-то образом не удастся, я буду лучиться счастьем, глядя на этого чудесного Раскольникова» (на мою удачу, завершающий акт оказался столь же сильным, сколь и второй; ну, а первый — моя отдельная любовь). Буду верить, что Георгия ждёт большое актёрское будущее. Ведь талантище же.
Резюмирую. Я жутко довольна, что показала себе мюзикл «Раскольников». Меня всегда подкупает, когда актёры всей душой болеют за своё детище. Вот как эти ребята из МСИ. А когда публике демонстрируют не только старания, но и весьма весомый результат, то со всей ответственностью благодаришь всю творческую группу и радуешься за них.
Я писала этот отзыв от чистого сердца, сделав лишь небольшую скидку на то, что спектакль — студенческий. Правда — небольшую, буквально крошечную. Ибо «Раскольников» — настоящий профессиональный мюзикл, который весьма мне полюбился. Выдастся у вас свободный вечер — съездите и посмотрите сами. Советую.
…уже по дороге к метро Катя заметила: «А прикинь, этот спектакль нам понравится больше, чем в Театре мюзикла?..» Вот сегодня и узнаем.
Раз фотографировать спектакль разрешили, я этим и занималась. Потому картинок много — и это я только лучшие, по моему скромному мнению, выбрала.
Во многом соглашусь с рецензией. Актёры все молодцы)
Духовные песнопения красиво получились, а музыка Артемьева мне не очень понравилась. Маловато рифмы в текстах. Про арии «сменившие персонажей»: Катерина Ивановна пела на мотив рассказа Мармеладова, Дуня — «Соня и клиенты». :)
Сцена с проститутками тоже показалось странной, зачем она там неясно. Видимо, как в анекдоте — в каждом мюзикле должен быть бал, психушка или бордель :)
Вообще очень круто вышло, 3 часа незаметно пролетели)
Ребята молодцы. Я рада, что сейчас об их спектакле чуть больше людей узнало.
В «Норд-Осте» нет ни бала, ни психушки, ни борделя. :)
Если нет ни борделя, ни бала, ни психушки, то значит кто-то убивается/самоубивается. Если даже никто не убивается, значит это детский мюзикл :)
Эта фраза должна стать эпиграфом книги о мюзиклах. :)
Смотрела «Раскольникова» 27 марта. ОЧЕНЬ понравились главный герой (Георгий Едунов) и Катерина Ивановна (Алина Муравых). Даже только ради них стоило смотреть спектакль. Пару раз чуть не заплакала, глядя на страдания их персонажей.
Еще весьма симпатичны мать Раскольникова (Светлана Судомир) и старуха-процентщица (Ольга Борзенко). Даже жаль, что ее убили так рано, лучше бы кого-нибудь менее клёвого:)
Сама постановка понравилась. Не понравилось, что ну о-очень длинно и некоторые арии вызывают желание обидеть актеров громким храпом. Сцена с путанами лишняя.
В целом я довольна просмотром. Это, безусловно, очень хорошие ребята, и дух Федора Михайловича витает над спектаклем, а это главное.
Хорошие, да. А остальному — научатся.