Сейчас я сделаю признание, после которого меня перестанет уважать всё мыслящее человечество: я не люблю рок-оперу «Юнона и Авось». С самого детства. (Зато я, знаете ли, при звуках «Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты» теряю волю и лежу на спинке, дрыгая лапками.) Нет, музыку-то «Юноны» просто обожаю (а как её можно не любить?!), но всю историю целиком воспринимаю с трудом. Не цепляет она меня.
Попробую объяснить. Всеобъемлющее либретто длиной в 35 лет пересказано так мимоходом и без подробностей, что я просто не могу окунуться в него. Это не комикс, это — набор полотен гениальных художников, висящих на стене длинной галереи. И все, кроме меня, испытывают, попадая в этот музыкально-акварельный музей, душевный трепет. А я… Я просто терпеливо пережидаю происходящее, впадая в экстаз от песен.
И ещё один каминг аут: я не смотрела «Юнону и Авось» в Ленкоме. Нет, безусловно, телеверсию я заиграла до дыр ещё тогда, когда записала её на VHS. Но понятия не имею, почему я ударно крутила её по кругу. Я, понимаете ли, искренне уверена, что нет другого Резанова, кроме Геннадия Трофимова, исполнявшего эту партию на древней изначальной записи. И, при всех моих нежных чувствах к Караченцову (с младых ногтей его обожала), конкретно в «Юноне» сего артиста не жаловала. И, да буду я бита ногами после очередного признания, никак не ассоциировалась у меня Ленкомовская постановка с тем, что я представляла пред своим наивным детским внутренним взором, заводя пластинки.
Так и жила я с уверенностью, что не случится ничего страшного, если сценическая «Юнона и Авось» и я просуществуем в различных плоскостях. Но нет: есть провокаторы в наших рядах! И 21 марта я таки направила свои стопы в ДК «Меридиан», чтобы ознакомиться с рок-оперой театра Алексея Рыбникова.
Тут меня прельщало две вещи. Это не Ленком, и местный Резанов точно будет петь, а не пересказывать арии. Ну, и, судя по фотографиям, постановка обещает быть крайне аскетичной и без лишних деталей — как раз в том стиле, в котором и чудилась мне «Юнона».
Я вам вот что скажу: мне показалось, что в прошедший понедельник в «Меридиане» было пол-Москвы. В какую сторону ни повернёшься — знакомые лица. Зал — под завязку.
Вот что я вам со всей ответственностью заявляю: жажду собрать в охапку руководителей и звукорежиссёров театров мюзикла и «Русская песня» да показать, что такое действительно хороший звук. «Меридиан» в этом плане божественен. И пусть сейчас он именуется не ДК, а концертным залом, но суть от этого не меняется. Почему-то на этой площадке смогли сделать так, чтобы даже я задумывалась, вживую работает ансамбль или под фанеру, а в театрах, изначально заточенных под музыкальные постановки, хочется уши себе поотрывать и не мучиться.
Теперь — про спектакль. Нет, чуда не произошло, и я не влюбилась в «Юнону и Авось», как девочка-подросток в Киану Ривза (и не говорите, что неактуально — я просто нынешних кумиров молодёжи не знаю). Но я и не тосковала, сидючи в зале. Мне действительно понравилось то, что я видела (пусть покааааа и не факт, что я жажду повторить полученный опыт; но вы же помните мой отягощённый анамнез). А после слов о том, что, мол, Кончита ждала Резанова 35 лет, я чуть не разрыдалась даже. То бишь, пусть я и была довольно отстранённа изначально, но финальная часть тронула.
Мне полюбилась постановка. Действительно, без всяких наворотов, скупыми мазками — но в точку. Минимум декораций, чуть-чуть костюмов — а так и надо.
Артисты… Я понятия не имею, как сей материал можно достоверно играть. Именно из-за его абстрактности и смысловой разобщённости. Ну, я и не актриса. А они были чудесны: Леонид Сивец, Николай Лютов, Михаил Евтюхов, Ив Набиев и ансамбль — что поющий, что танцующий.
И по главным героям.
Кончита — Наталья Крестьянских. Очень нежная, трогательная и искренняя. Я уже дала понять, что с ранних лет любила представлять «Юнону и Авось». В том числе, и как выглядят персонажи, чем дышат, каким взглядом смотрят на мир. И вот она — Кончита из моих мечт. Друзья мои, Наталья — чудесная.
Граф Резанов — Валерий Анохин. Многие знают, что мои отношения с работами этого артиста складываются сложно. Ну, а многие — не знают. Но какая разница — мы оцениваем конкретный спектакль, и здесь, как в «Джекиле и Хайде», я не могу и слова плохого сказать про Валерия. Впрочем… кое-где меня смущал непривычный фальцет, возникающий местами (ещё раз напоминаю, что считаю запись 80-го года эталонной, а там подобного не было). Но в остальном — да, это он, граф. Во-первых, вокал. Партии-то — сложнейшие, а здесь можно просто сидеть — и внимать. Потому как всё тебе подают на блюдечке с голубой каёмочкой. Во-вторых, актёрская игра. Тут же надо умудриться практически вне контекста быть настоящим и в любви, и в покорении Америки, и в собственной смерти. Вот сейчас, пока писала отзыв, я ещё раз взвесила все за и против и пришла к выводу: а пойду я ещё раз на Анохина!.. (И на Ковалёва сбегала бы, он же шикарный… Простите за оффтоп…) Большая работа, честная работа, профессиональная работа. Не отнять.
Ну, звиняйте, хлопцы. Абсолютно не мой спектакль — и до мозга костей моя музыка (я ж утанцевалась, сидючи.
И при этих исходных данных я за «Юнону и Авось» театра Рыбникова. И, угу, не побрезгую, но возрадуюсь как-нибудь на досуге повторно просмотреть и радостно прискакать в тот же «Меридиан» (в отличие, кстати, от их же «Хоакина Мурьеты», которого я в глаза не видала, ибо я чахну и дохну от новых текстов и носа туда не суну). Пусть они мне душу и не разорвали на американский флаг, как другим, но впечатлили.
Хорошие они. А уж как поют!..
Ну, и «Юнона и Авось» — это ж целый пласт нашей мюзикловой истории. И хотя бы поэтому с ней необходимо познакомиться.
Уж не знаю, ругаются ли на «Юноне» на попытки фотографировать, но мы в любом случае со слишком уверенными лицами сидели на первом ряду (я про тех, кто без аккредитации). Потому — вот вам мои фотостарания, снятые в течение всего спектакля.
Сто лет назад смотрела «Юнону и Авось», судя по всему, приезжала к нам в Тольятти как раз эта постановка. Эту кубическую конструкцию с веревками я хорошо запомнила)
Либретто странное. Оно ощущается удивительно поверхностным и схематичным, но при этом я бы не сказала, что оно пустое, или унылое, или неоправданно затянутое. Скорее в нем не хватает деталей, тем более что тексты не слишком конкретные. И некоторые сцены уж больно резко сменяют друг друга, вот только встретились — а вот уже Резанов Кончиту укладывает на горизонтальную поверхность (у нас это был гамак) с прозрачными намерениями. И вот он уже уплывает, и вот он резко умирает… Если не знать об истории вообще ничего, можно что-то и не уловить.
Кстати, да, я вот не могу оценивать «Юнону» с точки зрения доходчивости донесения сюжета. Ну, просто потому, что сначала об этом не задумывалась, прочитав краткое содержание на обложке, а потом привыкла. Но вот сейчас пытаюсь представить себе, что понимают люди, которые не очень в теме. Действительно, прямо жалко их…
Мне тоже сюжет не нравится. Герои какие-то неумные, я не могу им сопереживать. Особенно Кончита. Ладно ещё что она влюбилась в сорокалетнего мужика-иностранца и отдалась ему без брака. Но всерьез ждать 35 лет с какой-то неадекватной фанатичностью, что он вернется…
Да уже лет через 10 на 146% ясно, что он не приедет (умер или разлюбил). Понятно, почему она не стала выходить замуж за другого, не смогла никого больше полюбить. Но то, что ее жизнь представляют как беспросветное пафосное страдание, нет… СТРАДАНИЕ!!! 35 ЛЕТ НАПРОЛЁТ! — раздражает. И это фанатичное самонакручивание выставляется идеалом любви :(
Было бы весело, если бы Резанов таки вернулся 75-летним и они поженились :)
Меня ещё смущает математическая составляющая. Начинается всё в 1806-м, в 1842-м Кончита узнаёт о гибели Резанова. Это — 36 лет.
Однако, если в 1806-м Резанов присутствует на балу в честь дня рождения Кончиты, в 1842-м ей должно быть не 52 года, как говорится в финале, а 51. Пятьдесят два ей должно стукнуть не ранее 1843 года.
Вот мелочь — а нервирует.
=> Было бы весело, если бы Резанов таки вернулся 75-летним и они поженились
Вот ни разу об этом не задумывалась. :) Да, было б феерично.