Друзья мои, вот успела я перед закрытием посмотреть мюзикл «Остров сокровищ» и сижу сейчас в смешанных чувствах. Мне-то хотелось взболтать, но не смешивать (ну, то есть, чтоб взяли за душу да встряхнули), а они — наоборот. Нет, я понимаю, что спектакль заявлен как детский. Но уж слишком он, с одной стороны, хорош, чтобы прощать недостатки и списать их на «детскость», а с другой стороны, уж очень тяжко было с завидной регулярностью ощущать палки в колёсах, которые создателя «Острова сокровищ» засовывали на протяжении всего действа.
Я прежде уже смотрела у компании «Айвенго» «Балладу о маленьком сердце». Так вот, её «старший брат», «Остров сокровищ», болен теми же недугами, что и «Баллада», но в более лёгкой форме. Причина проста: в основе мюзикла всё же лежит известное произведение, потому к либретто, конечно, прицепиться можно, но в целом оно весьма крепенькое (в отличие от самописной «Баллады», где в этом плане всё сложно).
А вот ужасная затянутость — это да, это — наше всё. Не спорю, «Остров сокровищ» при всей своей трёхчасовой глобальности (включая антракт в полчаса, ибо маленькие зрители должны ж в анимационных мероприятиях поучаствовать и поканючить об аквагриме, фоточках и вкусняшках) не вызывает желания взять и уснуть прямо сейчас. Повторюсь: ну, сюжет здесь более выигрышный, драйвовый и приключенческий.
Но вообще, общего у двух проектов «Айвенго» масса. Здесь и любовь к морю и кораблям, о чём (зачем-то) споют не одну песню. И мелодии, знаете ли, навевают мысли друг о друге (только навевают, ибо авторы одни и те же, так-то музыка разная). И напластование совершенно не нужных местами песен. И начало соответствующее — в «Балладе» всё стартует с монолога Юльки на авансцене, в «Острове» — с речи Джима.
Вообще, если браться сравнивать два проекта «Айвенго», то придётся признаться: «Остров сокровищ» смотрится более просто и дёшево. Это ни в коем разе не критика — просто в «Балладе» создатели явно вышли на новый уровень. А в «Острове сокровищ», который идёт с 2012 года, например, уже и декорации выглядят потрёпанными и битыми жизнью (да и перетаскивают те же лестницы чудесные молодые люди в тельняшках, а «Баллада» смотрится крайне технологично… уж не знаю, как там что устроено). Ещё раз отмечу: в этом абзаце я не критикую «Остров» (в моей любимой «Суперзвезде», скажем, «ванну» Ирода тоже брутальные дядьки на сцену вывозят, я ж не возмущаюсь). Просто чуть сравнила с «Балладой», дабы можно было почувствовать разницу.
Но зато, как я уже сказала, действие продвигается бодренько и задорно. Впрочем, в антракте я традиционно подслушивала других зрителей, и они отметили, что ряд сцен, пожалуй, слишком жёсток для детей (а в зале, я замечу, были в основном крохи лет до шести). В частности, я бы к таким отнесла момент смерти Билли Бонса, которого Слепой Пью подло закалывает со спины. Вот даже в кровавом первоисточнике Стивенсона Билли сам кони двинул. А здесь — ужасайтесь, малыши, и спокойной вам ночи, если что. (Ну, хотя я ничего не понимаю в психологии современных детей, так что не обращайте на меня внимания…) Хотя все остальные смерти остались на страницах романа. В мюзикле всем хорошо, все живы, а Сильвер — так и вообще раскаялся и стал заинькой и лапочкой.
А вот на шпагах сражались много, упорно и бодрецом. Я умолчу о моём мнении о постановке и исполнении сценических боёв (ладно, скажу, раз начала: нормально, но видали мы и иное… пусть и не столь массовое), ибо целевая аудитория в лице окружающих мальчишек была в восторге. Вот я их прекрасно понимаю.
Но снова вспомним «Балладу». Там действие какое-никакое шло-шло, развивалось-развивалось, а потом — бац! — внезапный и неожиданный финал. Как будто бы авторы сочиняли-сочиняли, а потом им всё надоело, они плюнули и точку поставили. Вот и в «Острове» аналогичная картина. Концовка — скомканная и нежданная. Только что о чём-то беседовали, что-то делали, куда-то бежали — хорош, финальная песня.
А зато за предваряющий шоу текст, в котором говорилось, что фотографировать можно только финалку и поклоны, как и в случае «Баллады», мои благодарности. Все бы так поясняли, что разрешено, а что — фу-фу-фу. А то, знаете ли, возденешь фотоаппарат на том же «Графе Орлове» в конце мероприятия, а на тебя налетает девочка из службы зала и штраф требует. А, казалось бы, финальная послепоклонная песня.
Пара слов об организации и зале. Начнём с того, что «Остров» проходит в бывшем кинотеатре «Кунцево» (ну, наконец-то мне было быстро и удобно добираться — и перекрытия дорог в честь репетиции парада победы меня не волновали). И вот заходишь ты на первый этаж — а там пустота и только перекати-поле катается. И какие-то железяки из пола торчат. Ну, да, на втором этаже весело и анимационная программа, а на третьем — ещё какие-то лотки продажные и вход в зал (покусала б за то, что нельзя со второго этажа на своё кресло проникнуть — двери закрыты; кажется, действительно, это сделано для того, чтобы родители с жаждущими всего детьми прошли мимо каждой из наличествующих торговых точек). Но выглядит здание и снаружи, и изнутри чуток удручающе. А в зале осталось наследие кинотеатра — кресла с подстаканниками для попкорна (тут спасибо — свой телефон туда положила). Хотя тут буду честна — ооочень удобные кресла с высоченными спинками. Всем бы театрам такие (особенно РАМТу с его местами для карликов).
Несмотря на то, что была занята в общем и целом примерно четверть зала (мне было действительно больно и обидно за артистов, выкладывавшихся по полной; ну, праздники же, все на даче — да и не просто так мюзиклы закрывают, сами понимаете), зрители традиционно для «Айвенго» вплывали в двери через значительное количество минут после начала каждого из актов. Ну, господа, к чему вы детей-то приучаете?..
Оглядев перед началом пустые места, я печально вздохнула, но зато решила переместиться со своего в принципе удобного кресла на пустой по флангам первый ряд. А чего там никого не было, да?.. И вот такое дело: «Остров сокровищ», будучи детским мюзиклом, очень многие моменты адресует публике. В данном случае это можно и оправданно. Песни поются зрителям, а не друг другу, да и часть диалогов-монологов направлена в зал. И я просто таяла, когда артисты пели какие-то строчки лично мне. Вот выходили на авансцену — и давай, глядя Ирине Николаевне в глаза, рассказывать, как и что. Почувствовала себя снова ребёнком.
Поговорим про музыкальную составляющую. Песен, как вы поняли, масса, и часть лично я бы вырезала, не дожидаясь перитонита. Но есть среди прочих такие замечательные вещи, что хоть в пляс иди, хоть рыдай. Собственно, как и в «Балладе». Вот когда авторы научатся отбрасывать в сторону материал, утяжеляющий спектакль и лишний для него, будет совершенно прекрасно.
Постановка. А вот здесь мне почти всё понравилось. Да, я там выше писала нехорошее про декорации (а сейчас бы ещё прошлась катком по костюмам и гриму), но есть же общая картина. Очень мило. Пусть и про пиратов.
Здесь я немножко резюмирую. Если кто ещё не смотрел мюзикл «Остров сокровищ», у вас есть шанс. До закрытия — 8 спектаклей. Нужно ли приезжать в Кунцево и тратить три часа на сиё шоу? Ну, смотрите сами. Вокруг меня сидели как дети, которые переживали ежемоментно и аплодировали стоя, так и те, которые плакали с интересовались, когда можно будет домой поехать. Так-то, мальчиков лучше на «Остров сокровищ» вести (открыла Америку, да), им понравится, я думаю. А взрослым… нам вот вполне можно ознакомиться со спектаклем — ну, при условии, что вы любите жанр мюзикла и гадаете, что б ещё такое посмотреть. Есть, чему радоваться, поверьте на слово. Например, артисты замечательные. Вот о них и поговорю.
Итак, актёры. Ну, да, я их не знала до сего дня, но тем радостнее было познакомиться. Сколько ж у нас хороших синтетических артистов, мамадорогая… Так вот, напишу об этих прекрасных людях.
Пираты. Вот просто хорошо — и Израэль Хендс в исполнении Родиона Жедина. Ну прямо шикарный товарищ (даже несмотря на то, что бедного Израэля пошлейшим образом сделали таки евреем). Радовалась всем, но Израэль — мой любимчик во всём спектакле.
Билли Бонс и Бен Ган — Сергей Опря. На поклонах Бен Ган пел строки о Билли Бонсе, поскольку артист оказался один и тот же. Обычно они разными людьми были. Про Бена Гана промолчу — хороший, и хватит. А вот Билли Бонс — это ж праздник жизни. Это его: «Мама!» — феерия. Да и всё прочее. Вообще — для меня он в «Острове» был лучшим. Хотя, казалось бы, убили человека в первой половине первого акта (плюс «Загробная ария Иуды» «посмертный» дуэт с Джимом, который, наверное, взорвал мозг части малолетних зрителей), но я просто в восторге от этой работы.
Джон Сильвер, Слепой Пью — Эдуард Аблам. Сразу плохо: дикция. Очень вот плохо. Сразу хорошо: всё остальное. Несмотря на то, что половину фраз не понимала, в этого Сильвера я нежнейшим образом влюбилась. Так-то да — Долговязый Джон Сильвер — товарищ возрастной, послуживший пиратом вдоволь. Вот нам и оно. Такая ехидная бяка. Хороший, но непонятный аудиально.
Капитан Смоллетт — Евгений Бодяков. Вот тоже порадовал от всей души. Эдакий мощный и крепкий, как сталь, капитан с сильным баритональным вокалом. Казалось бы — совершенно одномерный персонаж этот Смоллетт. Но я прямо удовольствие получала, глядя на работу Бодякова.
Сквайр Трелони — Андрей Харыбин. Замечательный. Смешной и несуразный — вот прямо каким Трелони и должен быть. И при этом не перегибающий палку гротеска. Понравился.
Доктор Ливси — Максим Клестов. Я всегда нервно дёргаю глазом, когда Ливси подают, как в том мультике от Киевнаучфильма — ну, то есть, когда он ржёт почём зря. И вот здесь я тоже чуть не возопила: «Доколе?!» Ну, ёлкин корень, смеющийся Ливси — это находка создателей мультика, что вам мешает придумать нового?.. И на сей раз я чуть не исплевалась поначалу — но потом кааак прониклась, кааак поняла, что этот Ливси — он гораздо глубже и точнее, чем мне казалось, и он пытается сделать нечто, не виданное прежде. Потому простила и полюбила. Рекомендую.
Джим Хокинс — Денис Прокофьев. А вот и главный герой — и более того, ребёнок. И вот не хочу я ругать дитя (сейчас родители и близкие Дениса, буде они читают отзыв, должны закрыть эту страницу и пойти в иные дебри интернета, рекомендую), а что делать?.. Давайте так: поёт Прокофьев замечательно. Да круто он поёт. А вот актёрски… ну ооочень слабый мальчик. Все слабые места постановки зияют дырами, просто потому, что Денис не может их отыграть. Уважаемые родители Дениса, если вы наткнулись на мой отзыв и дочитали до этого места, не торопитесь кричать: «Сжечь ведьму!» Ваш мальчик — он певец, а не актёр. Но если вы хотите видеть его в спектаклях, срочно отдавайте ребёнка в руки преподавателей танцев и актёрского мастерства. Пока возраст такой, что он научится. Он может. В ином случае он сильно получит по лбу, повзрослев и осознав, что не только соловьём надо быть, чтобы в мюзиклах принимать участие. Так вот: не было у меня линии Джима. Но были шикарные взрослые персонажи и вокал Дениса Прокофьева. А вот хотелось бы и его героя увидать… Снова простите…
Понимаю, что, в отличие от иных моих отзывов, этот станет не столько побуждающим на просмотр, сколько провожающим. (И, это… я знаю о петиции вида «Продлим жизнь «Острову сокровищ»!..» Но вот не думаю…) Так вот, признаюсь: я бы рекомендовала посмотреть «Остров сокровищ» тем, кто его ещё не видел. Он, правда, хороший. Пусть местами навевающий скуку и длинный — но уже в следующий момент радующий и вызывающий смех. И, да, артисты крутые. По крайней мере, те, которых видела я. Просто восторгающие (пусть и впервые я их вижу).
В общем, будем считать, что я спела лебединую песню «Острову сокровищ». С одной стороны мне его жалко. Он хорош. С другой — хочется развития и большего. Вероятно, в этом вина главного героя. Который у меня не удался. Но вообще, а мне понравилось. Несмотря на затянутость. Я ж говорю — смешанные чувства.
Так, и вот вам фотографии с финальной песни, в которую были встроены поклоны. Вроде, ничего так. Ну, насколько можно…
Если Вы были 7 мая на вечернем спектакле, то с удовольствием подскажу полный и верный состав
Да, 7-го на вечернем. Была бы вам крайне признательна.
7 мая вечерний:
Джим Хокинс — Денис Прокофьев
Доктор Ливси — Максим Клестов
Сквайр Трелони — Андрей Харыбин
Капитан Смоллетт — Евгений Бодяков
Мама Джима — Ирина Дубкова
Билли Бонс — Сергей Опря
Джон Сильвер, Слепой Пью — Эдуард Германович Аблам
Бен Ган — Сергей Опря
Черный Пес — Ислам Исабагандов
Израэль Хендс — Родион Жедин
Весёлый Гомес — Артем Солиенко
Томас Морган — Борислав Дронзиков
Ансамбль — Валентина Новосельцева, Алиса Лубенская, Елена Зотова
Замечательный и немного судьбоносный был вечер…. предопределивший лично для меня еще 3 незапланированных посещения (помимо заранее продуманного похода на прощальный спектакль к любимым актерам 15 мая)
Спасибо большое! Умею я, оказывается, артистов опознавать. Спасибо за полный список.