Среди спектаклей, поставленных специально к 80-летию Победы, имеются проходные, хорошие… и шедевры. Вот сегодня я как раз и расскажу вам о последнем.

«А зори здесь тихие…», поставленный по повести Бориса Васильева на Сцене «Мельников» (ещё недавно бывшей Театром Романа Виктюка) Антоном Оконешниковым, — это первоклассный пример того, как можно работать с материалом, ставшим, без преувеличения, частью нашего генетического кода, так, чтобы не оскорбить чувства поклонников Того Самого Фильма, не повторить экранную картинку, создать нечто своё и сделать это невероятно пронзительно, искренне и красиво.

Основной приём режиссёра — соединение сценического действа и видеопроекций. «Такое мы видели сотни раз! — воскликнет искушённый зритель. — Вот, скажем, Шерешевский…» А я вам отвечу: отнюдь! Оконешников действительно соединил живых артистов и изображения на экранах так, что видео дополняет и расширяет происходящее на сцене, но не перетягивает на себя основное внимание. Не получится смотреть только на проекцию, махнув рукой на то, что раскручивается прямо перед вами (это мой привет тому же Шерешевскому). И не стоит отворачиваться от видеоэлементов, целиком и полностью погрузившись в актёрскую игру: дополненная реальность куда насыщеннее обычной, «одномерной».

В общем, это сложно объяснить, это надо видеть. Скажу так: впервые я вообще не имею ни одного вопроса к использованию видеопроекций в ткани постановки. Ни к их смыслу, ни к техническому воплощению. Тем более, что артисты-операторы снимают то, что происходит перед вами здесь и сейчас, и операторская работа интересна и продумана: ряд ракурсов привёл меня в полнейший восторг (хочу увидеть раскадровку — а она явно имеется!).

Ну, вот перед нами — небольшая сцена Театра Виктюка (по сути, она же осталась сама собой), вклинивающаяся углышком-треугольником в зрительный зал, и публика, наблюдающая за артистами не только фронтально, а окружив аж с трёх сторон, — и получается почти эффект театра «Сфера», когда действие творится в самом сердце зрительских рядов, и создаётся невероятное ощущение присутствия и правды происходящего. Оконешников использует ещё и солидный подъём зала (равно как и учитывает места на балконах): часть сцен невероятно выразительна именно при взгляде сверху. Это называется мастерство!

Чёрно-белый фон, «подложенный» под историю девушек-зенитчиц и их командира, позволяет всей постановке смотреться настоящей кинохроникой истинных событий — тем более, что в версии Оконешникова (и его соавтора по инсценировке, Алины Шклярской), некий хроникёр со своими помощниками выясняет у Федота Васкова подробности событий того страшного дня (не зря же подзаголовок спектакля — «реконструкция подвига в двух частях»). Чёрное, серое — и хромакей в наиболее эмоционально заряженные моменты . Хроникёры бесстрастны — так же, как и видеокамеры, запечатляющие жизни и смерти девчонок, попавших в лапы войны. А ты глядишь на сцену, замирая от ужаса, безысходности и собственной беспомощности…

Оконешников ограничился той самой пятёркой девушек-зенитчиц, которые отправляются на поиск диверсантов и погибают, не вводя никакого «ансамбля», изображающего «два отделения» девиц, поступивших под командование старшины Васкова (Динис Громаков). Яна Ставоржинская, Анастасия Тереля, Анна Патокина, Владимира Петрик и Мария Дудник — такие разные, такие настоящие… И истории героинь поданы столь точно, столь болезненно метят в нужную точку, столь резко контрастируют со сценами гибели девушек, что всё происходящее морально бьёт под дых.

В принципе, кроме вышеупомянутых в постановке лишь одно «полновесное» действующее лицо — тот самый хроникёр (Павел Новиков). Потому как его помощники (Дмитрий Малашенко, Андрей Попов, Сергей Роксанов, Андро Симонишвили, Ильдар Тагиров, Максим Шуткин, Мария Матто и Валерия Энгельс) способствуют прошлому ненадолго проникнуть в наш мир, перевоплощаясь в персонажей из жизни девушек — друзей и врагов, любимых и ненавидимых, настоящих и воображаемых…

В постановке в слаженном тандеме работает всё: артисты, видео, сценография, свет, звук (я, будучи аудиалом, получила совершенно невероятное удовольствие от саунд-дизайна)… В этой команде следует стоя поаплодировать каждому: художнику-постановщику Михаилу Герберу, художнику по костюмам Елене Жуковой, художнику по свету Игорью Фомину, композитору и саунд-дизайнеру Николаю Попову, видеохудожнику Константину Щепановскому, иллюстратору Марине Мельниковой и хореографу Ильдару Тагирову.

«А зори здесь тихие…» — это не какой-то пустой патриотический выкрик или попытка «выехать» на знакомом материале. Это мощнейшее, психологичное, громкое по форме, но сверхделикатное по сути высказывание, которое я безо всяких сомнений могу рекомендовать увидеть каждому.

С момента просмотра спектакля прошло ой как много времени, а я до сих пор переживаю мизансцены и ситуации, диалоги и внутренние состояния героев. И это говорит очень о многом. Шикарный спектакль. Посмотрите. Почувствуйте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.