В честь новогодних праздников Московский детский театр эстрады представил юной публике забавный и очень музыкальный спектакль под названием «Баба-Яга и Новогодний переполох».
Пьесу Алины Байбановой, сразу признаюсь, нельзя считать эдаким революционным сочинением: это крайне милый, но довольно предсказуемый в сюжетном плане текст, волшебная новогодняя сказка о том, что добро должно обязательно победить. И именно в данном случае правильней подхода не придумать: за час с хвостиком сценического времени маленькие зрители (спектакль маркирован 6+, по факту можно привести детишек и помладше — но кое-что придётся им в обязательном порядке пояснять) полноценно впитывают в себя идеи и ценности, заложенные в спектакль (не развеиваясь вниманием на подтексты и сюжетные ответвления, что говорит о психологически грамотной компоновке материала), успевают от души повеселиться и даже немного потанцевать, а кое-где — и подпеть, слушая невероятно симпатичные песни (композитор — Валентин Овсянников, он же по совместительству — художественный руководитель театра), а главное — ни капельки не устают и не задаются вопросом, когда это всё кончится и можно будет ехать домой.
Суть вкратце такова: Баба-Яга (Анна Баздырева) с хулиганскими намерениями врывается в отделение лесной почты, где под руководством Лисы (Янина Глухова) трудятся Волк (Антон Яговитин), Медведь (Олег Гуськов) и их зверьки-помощники (маленькие артисты МДТЭ). В результате закономерной стычки Баба-Яга случайно оказывается в тереме Деда-Мороза, и Снегурочка (Надежда Кайдалова) не только отпускает её с миром, но и дарит новую ступу взамен старой, пришедшей после аварии в негодность.
Баба-Яга переосмысливает своё отношение к миру и решает творить добрые дела. И всё бы замечательно, но её благим порывом задумали воспользоваться местные разбойники, Снежинка (Константин Сташков), Фонарик (Елизавета Горлова) и Хлопушка (Эмиль Рамазанов)… Не буду длить интригу — как и любой правильный детский спектакль, «Баба-Яга и Новогодний переполох» заканчивается полнейшим хэппи-эндом, наказанием отрицательных героев, их перевоспитанием и общим танцем.
Казалось бы — всё ясно и понятно, ничего экстраординарного. Однако есть тонкость: по задумке драматурга Анны Баздыревой и режиссёра Дениса Сорокотягина Баба-Яга меняется не просто так, по щелчку пальцев. Её мучает Совесть. И здесь это — полноценный персонаж, воплощённый гуттаперчевой Анной Гавриловой.
Задумка отменная и выразительная, но я очень рекомендую перед походом в театр уточнить, осознаёт ли ваш ребёнок (буде он не слишком велик) концепцию совести как таковую, чтобы он не изумлялся непонятной тётеньке в синем трико, жаждущей странного от Бабы-Яги. А в зрительном зале ещё раз шепните наследнику на ушко, что вот она — Совесть главной героини. И погружение в спектакль пройдёт, как по маслу.
«Баба-Яга и Новогодний переполох» переносит публику в какой-то очень настоящий волшебный мир. За это, в первую очередь, спасибо художнику-постановщику Давиду Мативосяну — его заснеженный лес из вязаных ёлок (ну, или из стройных рядом шуховских башен, если так вам душевней) создаёт атмосферу беззаботного детства, когда во время игры кашпо могло стать деревом или ступой Бабы-Яги, а пирамидка из кубиков — празднично украшенной елью. И всё объяснимо: Снегурочка не расстаётся со спицами и вывязывает снежные узоры, так что мы наблюдаем результат её трудов.
Чудесны костюмы Надежды Мативосян — каждого персонажа хочется рассматривать, дабы не упустить ни одной детальки его облачения. Так что, если родители не проникнутся сказкой в целом (это случается — не каждый воспринимает малышковые постановки так же, как много десятилетий назад), могут поизучать элементы костюмов. Время пролетит незаметно!
И вишенку на торте чародейства размещает художник по свету Александр Королёв. Освещение и цвет здесь создают эффект смены декораций, а «картинка» получается будто бы в знакомом с детства сказочном мультике — с неизбежными дефектами на плёнке (их «роль играет» сценический дым, коего будет ой как много), но от того ещё более чарующими и полными волшебства.
Что мы имеем в итоге: прелестный спектакль для малышей с массой песен и танцев (хореограф-постановщик — Александра Воронина), отменно исполненный и крепко сделанный в целом. Режиссёр обратился к целевой аудитории на понятном, правильном языке, позволил своей публике ударно похихикать (причём, моего шестилетнего спутника сильней всего повеселила фраза, мне, взрослой, показавшаяся вообще проходной; то бишь, я ещё раз намекаю на то, что драматург знал, для кого писал свою сказку), добавил совсем немного традиционного игрового интерактива (и, нет, детям это вечное перебрасывание мячами с персонажами спектаклей не надоедает), поудивлял, порадовал, где надо — немного напугал…
И, конечно же, напомнил, как важно творить добрые дела. А в ином случае, глядишь, Совесть к тебе придёт — и всё, не отвертишься.
Ну, а потом, после поклонов, маленькие зрители выходили из зала, хором распевая песенку разбойников:
Снежинка, Фонарик, Хлопушка, еееее!!!
Да что там, мой личный ребёнок до сих пор её поёт. И вспоминает персонажей сказки — особенно его, как и каждого малыша, впечатлили ровесники, работающие на сцене наравне со взрослыми коллегами. Пишущий письмо Деду Морозу Ёжик и, конечно же, заколдованный Бурундучок — любимцы моего наследника. И они, действительно, большие молодцы!
Если вы вдруг ещё не решили, чем украсить новогодние праздники вашего дитятки (ну, или хотите сделать каникулы ещё более насыщенными), то присмотритесь к премьере ДМТЭ. Правда, билетов на конец декабря уже нет. А вот на январские показы вы вполне можете попасть — только долго не размышляйте, поскольку и на эти числа билеты разлетаются, как горячие пирожки.
Хороших детских спектаклей много не бывает — обычно их, напротив, довольно мало. «Баба-Яга и Новогодний переполох» как раз из таковых — качественных. Мой шестилетка не даст соврать!