Здравствуй, белый пароход, это я!
РАМТ продолжает удивлять, выбирая для сценического воплощения совершенно неожиданные — и, откровенно говоря, для театра и не предназначенные произведения. Действительно, только тут могли взяться за «Белый пароход» Чингиза Айтматова — уж слишком своеобразна повесть, с её размеренным языком, реалиями советской Киргизии, безысходной пустотой егерского кордона где-то на берегу озера Иссык-Куль… А главное — с финалом, который нельзя показывать нормальным, эмпатичным людям (это ж сердце не выдержит!..).
Режиссёр Юрий Печенежский бесстрашно берётся за текст Айтматова (не единолично — с помощью автора инсценировки Клавы Ильиной), вымарывая из него второстепенных персонажей, оставляя только центральное смысловое зерно и добавляя к двум сказкам Мальчика, главного героя повести («Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед»), третью — собственную, театральную, сплавляющую две сказки Айтматова в нечто новое, не менее страшное в момент кульминации, но всё же дающее надежду на некий свет в конце… чего? А это уже сами решайте.
Сюжет несложен: живёт на далёком заповедном кордоне Мальчик семи лет (Данила Голофаст). Он толком никому не нужен в этом мире: родители бросили Мальчика на деда Момуна (Олег Зима) — единственного человека, которому хотя бы интересен Мальчик. А остальные родственники в лице дяди Орозкула, отморозка и алкоголика (Алексей Гладков / Виталий Тимашков), его жены тётки Бекей (Диана Морозова) и бабки — чужой даже, не родной, «прибившейся» к деду (Наталья Платонова), кажется, вздохнули бы легче, если б Мальчика не существовало.
Орозкул мечтает о собственном ребёнке, пьёт запоем из-за того, что никак не станет отцом, и смертным боем бьёт жену, обвиняя в бездетности. Тётка Бекей терпит — равно как и бабка с дедом Момуном. Ибо кто они — против Орозкула?
А Мальчик из-за отсутствия реальных собеседников разговаривает с камнями, биноклем, новеньким портфелем — это его личный мир, добрый и дружелюбный… Мальчик верит, что отец его служит на прекрасном белом пароходе, который временами показывается в водах Иссык-Куля. И однажды Мальчик превратится в рыбу и приплывёт к отцу… Такова сказка мальчика.
Дед Момун же рассказывает внуку о величественной Рогатой матери-оленихе (Ольга Гришова). И Мальчик надеется, что Рогатая мать поможет его близким — принесёт на рогах колыбельку в семью Орозкула, и всё будет хорошо… Это сказка деда.
Совершенно кошмарным, очень правдоподобным — и оттого ещё более рвущим душу образом рушится прекрасный мир обеих сказок — рушится о жуткую, жестокую реальность. И вполне можно увидеть финал спектакля не столь беспросветным и однозначным, как это было у Айтматова (тем более, что режиссёр, как я понимаю, осознанно даёт зрителям эту возможность, несколько размывая концовку и уводя её в свою собственную, театральную сказку). Но, как бы то ни было, ответ на вопрос, поставленный Юрием Печенежским в подзаголовке постановки — «Как остаться человеком?» — вы будете искать ещё долго после похода в РАМТ.
Я признаю, что по мне спектакль ударил особенно сильно — ибо в моём доме как раз сейчас обитает мальчик семи лет, имеющий новенький портфель и умеющий сочинять сказки. А потому я очень хорошо понимаю, что происходит в голове у таких людей, и как им больно в те моменты, когда разрушается их мир. Вполне вероятно, вас «Белый пароход» столь сильно не заденет — но и равнодушным не оставит точно.
Можно ли было не превратиться в животное рядом с таким, как Орозкул? Была ли возможность сохранить в себе человечность, сохранить себя? Или единственный выход — тот, который выбрал Мальчик? (Вне зависимости от того, каковым этот выход увиделся вам.) Сложнейший вопрос, и лично я ответа на него не знаю…
Вся эта жизненная философия подана с огромным вкусом и тактом: Чёрная комната РАМТа то сжимается донельзя, становясь куда меньше, кажется, собственных компактных размеров, то расширяется, за счёт великолепных видеопроекций, аж до самого горизонта — туда, где видны горные вершины, а к ним по бескрайнему Иссык-Кулю плывёт белый пароход…
Песок и древние каменные истуканы, оживающие на стенах Чёрной комнаты наивные неумелые рисунки — то ли частица народного творчества, то ли детские иллюстрации собственной мечты (а, может, это одно и то же?), бесконечно сложная жизнь — и обещанное сказкой иллюзорное счастье… Постановочная команда буквально материализовала мир персонажей повести Айтматова, при этом оставив его невесомым и очень и очень сказочным (художник — Лёша Лобанов, видеохудожник — Екатерина Чебышева, художник по свету — Максим Бирюков, хореограф — Светлана Шуйская). Отдельный поклон — за элементы песочной анимации. Прекрасное решение.
Ещё одна победа РАМТа, ещё одна творческая удача (и я проверила: билеты раскуплены до конца ноября, что, впрочем, неудивительно). Превосходные, как всегда, актёрские работы (отдельно рекомендую Данилу Голофаста в главной роли, если вы ещё не успели с ним познакомиться: молодой артист отменнейшим образом раскрывает собственный талант), тонкий и умный подход к повести-первоисточнику, огромная любовь к своему делу в каждой мелочи — и вот она, постановка для стойких людей, не боящихся рвать душу в театре.
Если вы — молодая мать, которую триггерят болезненные детские темы, то лучше пока пропустите «Белый пароход» (даже я сейчас пишу этот текст и ощущаю всё ту же тягучую боль в душе). Остальным — рекомендовано. Ограничению 12+ на сайте верить можно: подросткам вполне полезно прийти на эту премьеру. И о звере в себе порассуждать можно (и, глядишь, не проснётся оный в будущем), и о более земных, но, увы, насущных проблемах с родителями потом, после похода в РАМТ, поговорить (скажем, побеседовать на тему истинных и самых частых причин бесплодия, чтобы не стать вторым Орозкулом или, тем более, Бекей).
И будет к нам добра Рогатая мать-олениха!
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.





