Признаюсь честно: на кукольные спектакли я не ходила уже много-много лет (сама не вспомню, сколько). Были драматические с участием кукол, но вот чтоб полновесно кукольные — это откуда-то из прошлой жизни. И нет, я не имею какого-то предубеждения против этого вида театра и, упаси небеса, не считаю его чем-то детским, несерьёзным — наоборот, вникнув некоторое время назад в законы и особенности взаимодействия с неживыми партнёрами, я перепугалась собственной некомпетентности и решила, что не имею знаний, насмотренности, а главное — любви, чтобы оценивать кукольные постановки.
Но жизнь всё решила за меня, и вот в прекрасный воскресный день я оказалась в уютном камерном зале Московского открытого театра кукол, чтобы погрузиться в спектакль «Бери-Баар. Сын золотой звезды».
Тут такая история: театр в текущем сезоне празднует своё 90-летие (и я даже успела узнать, что сначала, в 1929 году, режиссёр Виктор Швембергер основал Московский театр кукол — тот, что сейчас находится на Бауманской, — но быстро разочаровался в репертуарной и идеологической политике, ибо приходилось ставить, по большей части, исторически оправданные «агитки», и потому уже в 1933 году основал Московский областной театр кукол, в нынешнем году превратившийся в открытый, где можно было творить и доказывать делом, что кукольные спектакли вполне могут стопроцентно существовать по законам драматических). И «Бери-Баар» — это возвращение к истокам, творческий подарок театра и зрителям, и самому себе.
Пьесу по сказке Оскара Уайльда «Звёздный мальчик» Виктор Швембергер написал ещё в 1934 году, и тогда же состоялась премьера. По сути, сюжет остался почти тем же, что в оригинале — только действие было перенесено в места, где уместно имя Али (а именно так зовут приёмного отца главного героя), что позволило добавить в происходящее дополнительного колорита и восточного волшебства (вкупе с капелькой экзотических «страшилок»). И вышло замечательно, я вам скажу.
Нынешнюю версию, отпремьерившуюся в октябре 2023-го, поставил Олег Лабозин. Творить магию ему помогали художница Лилия Жамалетдинова (и придуманные ей декорации и куклы абсолютно фееричны), композитор Павел Максимов (поклонники мюзиклов, вы не ошиблись — тот самый, из «Ромео и Джульетты») и прекрасные артисты театра (Руслан Ергашев, Алексей Тимошин, Полина Малахова / Евгения Бушуева, Ольга Аносова / Лина Бодрая, Алексей Поцелуев, Анастасия Игнатенко, Алексей Смирнов, Марина Миллер).
И я никогда не могла бы предполождить, что детский (а «Бери-Баар» маркирован как 7+) кукольный спектакль вызовет у меня больше эмоций, чем ряд самых зубодробительных драматических постановок… а в финале я даже всплакну от умиления. В общем, я в полном восторге, и жажду продолжить своё знакомство с данным храмом Мельпомены и его «коллегами».
Речь примерно о следующем: однажды в лесу Али видит падающую звезду и находит в месте её приземление младенца. Добросердечный бедняк и его жена Белла решают воспитать ребёнка, который вырастает самовлюблённым и жестоким. Ещё бы: Бери-Баар (так было вышито на золотом плаще, в который был завёрнут малютка, и такое имя он получил) считает себя особенным. Он — красавец, он — сын золотой звезды, а потому — определённо лучше и выше всех.
Наказанием за высокомерие становится уродство, а герою необходимо измениться, преодолеть жизненные трудности, спасти своих близких… и, конечно же, найти настоящих родителей (драматургу — низкий поклон за то, как он поступил с родителями приёмными — вот тут я как раз сидела с мокрыми глазами).
Замечательная история о личностном росте! И дети понимают: люби и цени тех, кто любит тебя. Не смотри на золото и внешнюю красоту — не в них счастье. Помогай тех, кто в этом нуждается. И тебе воздастся!
Какой же красивый этот спектакль! Мастерская работа с крупным и дальним планами (да это почти кино!), отменные видеопроекции (являющиеся не фоном, но неотъемлемой частью действия), атмосферная музыка, внимание к мельчайшим деталям… и абсолютно живые, выразительные и объёмные персонажи!
Артистам кукольного театра куда сложнее, нежели актёрам драматическим. Им нужно не только самим проживать роли (пусть и за ширмой), но и вдыхать жизнь в «своё альтер-эго» — куклу. И я абсолютно искренне, по-детски поверила в «настоящность» каждой из кукол — от Бери-Баара до двух деревенских петухов. Удивительное ощущение!
Впечатлили меня все, но особенно мистический Камень (есть такой персонаж в спектакле, и он чудесен), ибо интонации Марины Миллер непередаваемы, и сам Бери-Баар (восторгаясь работе артиста на протяжении всего спектакля, я только потом, изучив программку, с удивлением узнала, что кукла доверена знакомому мне по «Без вины виноватым в XXI веке» Театра Камбуровой Руслану Ергашеву, который не первый год служит в МОТК).
В общем, когда артисты из папье-маше и тряпок (силами делающих их «настоящими» прекрасных людей за ширмой) оказываются на голову сильнее, нежели заслуженные и народные актёры, дефилирующие по драматическим сценам, представление о театре в целом кардинально меняется. Возможно, эти слова покажутся кому-то забавными и не слишком уместными в блоге серьёзного театрала, но сейчас меня распирают эмоции и хочется поделиться открытием: кукольные-то спектакли — мощны! Айда все на них!
В Московском открытом театре кукол сверхкамерный зал, в котором идеальный обзор с любого места. Здесь со вниманием относятся к маленьким зрителям, стараясь сделать так, чтобы им было максимально комфортно (скажем, первый ряд выделен исключительно для детишек). Здесь уютно и душевно, что, как по мне, очень немаловажно. И здесь служат истинные профессионалы, искренне любящие своё дело (а я верю поклонникам театра, которые до начала спектакля успели мне много хорошего рассказать и посоветовать).
Я же пока могу рассуждать только о спектакле «Бери-Баар». И скажу так: рекомендовано к просмотру! Это — великолепно! Детей ведите в обязательном порядке — только тех, кто помладше (семь-восемь лет — и менее… если вдруг решите привести сюда таких, что отнюдь не запрещено), предупредите, что будет несколько страшноватых сцен. Но это ничего, ведь добро обязательно победит!
Да и взрослым я вполне могу посоветовать сходить на постановку сию (конечно, только в том случае, если вы входите в число зрителей, которых душевно греют спектакли для детей; а то есть, знаете ли, выросшие серьёзные люди, которым только соответствующие возрасту действа подавай). Проверено на мне: «Бери-Баар» восхищает. Так приобщайтесь!