На этот спектакль я ехала с особым трепетом. Во-первых, Булгакова я люблю даже сильнее, чем Достоевского. И пьесу «Дни Турбиных» я обожаю максимально нежно (при том, что роман «Белая гвардия», лежащий в её основе, даже читаю с трудом — единственная такая вещь у Михаила Афанасьевича для меня). А во-вторых, вот уже ровно 30 лет (страшная цифра, согласна, а куда деваться от правды?) я считаю идеальным сценическим воплощением «Дней Турбиных» то, которое было создано Павлом Хомским в Театре им. Моссовета в далёком 1993-м. И потому прежде я особо не порывалась знакомиться с новыми трактовками булгаковского текста — ибо опыт показывал, что каждый раз меня ждало разочарование.
Но какое-то седьмое чувство толкнуло меня в театр МОСТ — на премьеру всё тех же «Дней Турбиных» в постановке Георгия Долмазяна. Нет, виной всему даже не тот факт, что с некоторых пор МОСТ де-юре является «подразделением» Театра Моссовета (а де-факто, к счастью, продолжает жить своей полнокровной жизнью) — здравый смысл намекал, что этот момент уж точно никак на творческую составляющую не влиял. Я, действительно, без каких-либо объективных на то причин просто поверила, что МОСТ — то самое место, где взрастут новые прекрасные «Дни Турбиных». И знаете что? Так и получилось!
Камернейший зал, в центре — крохотное сценическое пространство, по обе стороны от него — левый и правый берега зрительного зала (да-да, так и обозначено на схеме). Всё действие — как на ладони, до артистов вполне можно было бы при желании дотронуться рукой, стопроцентная правдивость и достоверность — и временами страшно даже дышать, ибо кажется, что движение воздуха разрушит театральное волшебство, рождающееся перед тобой.
Георгий Долмазян тщательнейшим образом поработал над текстом пьесы, не вырезав ничего критичного (мне, кстати, всегда казалось, что без сцены в штабе Петлюры вполне можно обойтись — ну, так и получилось) и трансформировав историю семьи Турбиных под возможности и размеры своего театра. Оказывается, «Дням Турбиных» невероятно идёт камерный зал: и ведь правда, действие всех картин происходит не «на свежем воздухе», а в том или ином помещении (квартире Турбиных, кабинете гетмана, вестибюле гимназии), потому внушительная сцена абсолютно не нужна, а интимность пространства МОСТа, напротив, позволяет пьесе раскрыть все свои грани.
Основная локация, по замыслу Булгакова, это уютный дом Турбиных. Долмазян и художник-постановщик Вадим Андреев переносят нас в тёплую гостиную — с белым фортепиано у стены (на котором примостилась радость Мышлаевского — графинчик с водочкой), книжной полкой (это «ружьё» не стреляет, зато отменно характеризует жильцов квартиры), зеркалом, временами берущим на себя роль окна… А там, за дверью — другие комнаты, где те самые кремовые шторы, где звенит посуда, где слышен стук печатной машинки… Дом живёт — и мы, зрители, проникаемся им так же сильно, как и кузен Лариосик. (К слову, поскольку дверь в зрительный зал становится частью сценографии, превращаясь в дверь гостиной Турбиных, опаздывать на спектакль не стоит: вас просто не впустят внутрь, о чём честно предупреждают на сайте.)
Делают ещё более насыщенной невероятную атмосферу постановки и световой дизайн (художник по свету — Александра Демчева), и музыкальное сопровождение (композитор — Александр Климашевский). Все элементы складываются в какую-то абсолютно булгаковскую картину, с одной стороны — стопроцентно знакомую, бытовую, а с другой — загадочно-мистическую.
Впечатляюще смотрится «массовая» сцена в гимназии, хотя всё множество юнкеров воплощают трое артистов. Но ты действительно видишь перед собой эту толпу в шинелях, и ужас происходящего сковывает тебя.
И — с ума сойти! — впервые в жизни сцена в кабинете гетмана вызвала у меня не скуку, а восхищение. И как красиво, как чётко режиссёр срифмовал её финал с концовкой всего спектакля!
Понятно, что дай кто Булгакову волю, он бы никогда не завершил «Дни Турбиных» так, как получилось в итоге. Может быть, взгляни Михаил Афанасьевич на свою пьесу из дня сегодняшнего, зная, к чему приведут революционные события, он бы сам остановился на том варианте, который предлагает публике Георгий Долмазян. Режиссёр не меняет авторский текст — финальный диалог вполне на месте:
Н и к о л к а. Господа, сегодняшний вечер — великий пролог к новой исторической пьесе.
С т у д з и н с к и й. Кому — пролог, а кому — эпилог.
Правда, в спектакле МОСТа эти слова отнюдь не являются точкой — они брошены эдак вскользь, а действие продолжается, закручивается — и рассыпается пеплом… Революция пожирает и врагов, и своих детей. Студзинский оказался провидцем…
А каковы артисты!.. Такое ощущение, что их персонажи сошли со страниц старого фотоальбома, настолько лица героев несегодняшние. И при том это самые настоящие, живые, жаждущие счастья чувствующие люди.
Елена Васильевна Тальберг (Вера Семёнова / Юлия Вергун) и её братья Алексей (Александр Хошабаев / Пётр Снякин) и Николай (Артём Верголасов / Иван Орехов) Турбины, муж Елены Владимир Тальберг (Евгений Панфёров / Владимир Волжин), чудесный Виктор Мышлаевский (Анатолий Сафронихин), блистательный Леонид Шервинский (Леонид Семёнов), серьёзный Студзинский (Георгий Трусов), трогательный Лариосик (Роман Зуев / Александр Сизов), феерический лакей Фёдор (Ростислав Василак)… Ты беспрекословно веришь каждому из них, ты любишь их — и от того финал становится ещё более убийственным.
В общем, так: у театра МОСТ получился истинный шедевр, увидеть который необходимо каждому уважающему себя театралу. Правда, следующие показы обещаются только в феврале, а билетов уже осталось считанное число (их и изначально было всего 80 с хвостиком — ну да, «Дни Турбиных» — штучный продукт, а не массовый). Так что долго не размышляйте — а то останетесь без «гавани с кремовыми шторами». А этого допустить ну никак нельзя!