Я, надо признаться, очень люблю пьесу Федерико Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы». Точней, конечно, не саму пьесу, а то, что с ней делают режиссёры (благо, желающих снова и снова трактовать этот материал — хоть отбавляй). И узнав, что свою версию истории о властной матери и её несчастных дочерях задумал поведать зрителям театр «Сфера», я с огромнейшим интересом ждала премьеры. И сразу скажу: увиденный спектакль я с полной ответственностью готова именовать шедевром. Потому что давненько мне не было так больно и хорошо одновременно…
Сюжет, наверное, многим известен, но я всё же его напомню: юг Испании. Андалусия. Где-то 30-е годы 20-го века. Бернарда Альба хоронит своего мужа — и, в согласии с традициями, налагает восьмилетний траур на семью. А это значит, что пятеро её дочерей (в том самом возрасте, когда хочется жить и любить!) будут заключены в родном доме, не смогут общаться с односельчанами — а особенно, с мужчинами. И, получается, что девушки из-за того, что мать жаждет соблюсти приличия, будут похоронены заживо и не выйдут замуж…
Впрочем, счастье улыбается старшенькой, Ангустиас. Она — дочь первого мужа Бернарды, унаследовавшая от отца неплохую сумму денег. И, несмотря на непривлекательную внешность и серьёзный возраст (героине 39 лет), Ангустиас сватает местный красавчик, Пепе Римлянин. Пока остальные четверо сестёр предвкушают безрадостное будущее, Ангустиас готовится к свадьбе…
Но, конечно же, Пепе нужны только деньги некрасивой невестушки. А в реальности его манит милое личико младшей дочери Бернарды, Аделы. И вот этот любовный треугольник (а по факту — даже квадрат) приводит к непоправимой трагедии… Семью Бернарды Альбы окончательно засасывает трясина безысходности…
Пьеса Лорки — одна из немногих, которая позволяет блеснуть женской части труппы. И «Сфера» здесь во всеоружии: артистки тут невероятные.
Режиссёр Иван Рубцов невероятно умело помещает испанский дворик в уникальное пространство «Сферы»: мы, зрители, располагаемся вокруг небольшой сцены, и все события свершаются в непосредственной близости от нас — так, что не спрятаться ни артисткам, ни нам самим (а иногда, в наиболее страшные и скорбные моменты, это сделать ой как хочется). В центре покрытого атмосфернейшими, абсолютно испанскими узорами патио — колодец, по периметру развешены верёвки, будто бы оплетающие по-паучьи героинь спектакля (сценограф и художник по костюмам — Ольга Хлебникова).
Не вырваться, не выдохнуть — остаётся терпеть, выплёскивать чувства в исступлённом фламенко… И завидовать Ангустиас, которая скоро обретёт свободу (хотя наверняка и умрёт во время родов — но зато умрёт свободной).
Но вот ведь какое дело: в отличие от массы иных постановок, здесь Бернарда Альба по-настоящему любит своих дочерей. Она, может быть, и хотела бы им иного будущего — но традиции, порядок жизни сулят иное. И потому максимально больно смотреть, как мать мучается и страдает сама, но бессильна что-то изменить.
В «Сфере» Бернарда (филиграннейшая Татьяна Филатова, заслуженная артистка РФ) — не просто самодурка, третирующая домашних исключительно из-за тяжёлого характера. Она искренне старается сделать так, чтобы семья была на отличном счету. Ну, так же нужно, так принято. Мать обожает дочерей, но вынуждена быть жёсткой и суровой. Бернарда — такая же жертва жизненного уклада, как и её домашние, но в силу обстоятельств она — инструмент поддержания обычаев (в конце концов, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна»?), а потому — обязана играть роль цербера. И это царапает зрительскую душу нереально сильно.
Очень хороши дочери Бернарды. Нелли Шмелёва (Ангустиас), Екатерина Богданова (Магдалена), Дарья Савичева (Амелия), Евгения Казарина (Мартирио) и Елена Маркелова (Адела) — такие разные, такие настоящие, и в одной из этих девушек точно увидишь себя.
Мать Бернарды, Мария Хосефа (Ирина Померанцева), нашла способ спрятаться от кошмарного болота, в которое превратится дом. Она укрылась в собственном сумасшествии, но при этом кажется единственным по-настоящему нормальным и свободным (не физически, духовно) человеком во всей семье.
Есть ещё несколько действующих лиц: служанка Бернарды, Понсия (Людмила Корюшкина), и её безымянная коллега (Виктория Склянченкова), позволяющие себе оценивать хозяйку, как она того заслуживает, а также гостья дома, Пруденсия (Галина Калашникова), вроде, проникающая в закрытый мир Альбы, но всё равно остающаяся для него чужой. И вот эти героини ещё явственнее показывают, настолько мёртв дом Бернарды Альбы, и в каком призрачном мире существуют его обитательницы.
Команда «Сферы» создала невероятно щемящую, пронзительную историю — и, как только в этом театре умеют, добавила в беспросветный, полный бескрайнего отчаяния финал пьесы лучик света, дарующий если не надежду на лучшее, то хотя бы обещание покоя, которого уж точно заслужили героини спектакля. И ты веришь, что в дом Бернарды Альбы однажды сможет вернуться жизнь…
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.