Удивительно, но Театр на Трубной один за одним создаёт спектакли, одинаковые по сути и духу. Нет, в основе их могут лежать пьесы как зарубежные, так и отечественные, как современные, так и прошедшие через века — в этом смысле единство отсутствует. А вот режиссёрский подход приводит к тому, что мы созерцаем как будто бы эдакий театральный сериал, в рамках которого нам показывают разное, но выдерживают все спектакли в едином стиле.
Понятно, что здесь первую скрипку играет Дмитрий Астрахан — худрук театра. Это вот прямо его стезя — лёгкая, искрящаяся комедия с россыпью гэгов (парочка из которых не выдерживает никакой критики, но на фоне остального юмористического богатства она практически незаметна), красивейшей «картинкой», а главное — с эдаким «ансамблем», обрамляющим основное действие и изрядно музицирующим и поющим. Смешно, без второго дна и с музыкой — вот вам краткая характеристика почти любой постановки Театра на Трубной (и почему нет? Ещё скажите, что комедии не нужны).
Илья Макаров поставил вместе с Астраханом «Час тишины», а теперь единолично покусился аж на мольеровского «Дон Жуана». И я так скажу: сообщи мне кто, что это ещё один спектакль, созданный Дмитрием Астраханом, я б поверила. Уж очень гармонично он встраивается в ряд своих предшественников, резонируя с ними «душой и телом».
И я честно признаюсь: не люблю пьесу Мольера, лежащую в основе обсуждаемой здесь премьеры. Потому что она длинна, нудна, местами чересчур назидательна, а главное — в принципе не следует никаким законам драматургии. Потому сюжет движется не так, как мы привыкли (поступательно, постепенно развиваясь и приходя к логичному финалу), а являет собой эдакую рваную лоскутную ткань, в которую то там, то тут вкраплены некие события или персонажи, появляющиеся буквально на одну сцену и пропадающие навсегда (сей приём нормален для кинематографа, но в театре он вызывает оторопь). И как минимум половину происходящего можно было бы совершенно безболезненно для основной сюжетной линии вымарать — получился бы стройный и приятный спектакль на час-полтора чистого времени.
Но нет, на протяжении аж трёх часов (и это — вполне стандартный тайминг для постановок по пьесе сей) мы погружаемся в душевную трясину Дон Жуана, изучая глубину его падения — для чего господин Мольер и сочинил все эти сцены с девушками-крестьянками, нищим, купцом Диманшем и даже отцом главного героя. Тоскааа!..
К чести Ильи Макарова, он старался максимально «оживить» происходящее, то добавляя долю приятного (по большей части) юмора, то переводя повествование на рельсы повышенной экспрессии, то впечатляя публику видеопроекциями, придающими действу капельку кинематографичности… Но даже при таком подходе «Дон Жуан» остаётся «Дон Жуаном», и нужно быть готовым к его особенностям, отправляясь в театр.
Впрочем, хорошо в зрительном зале будет визуалам: спектакль очень красив, и отдельный поклон я хочу отвесить даже не художнику-сценографу Анастасии Глебовой и дизайнеру костюмов Дарье Горшковой (хотя можно было бы), а крайне изобретательному художнику по свету Павлу Бабину, для которого свет — не просто инструмент, помогающий сделать постановку выразительнее, а отдельный язык, которым тоже можно говорить со зрителем.
Самое же красивое, что присутствует на сцене, это, безусловно, Сухраб Хайлобеков в роли главного героя (и все дамы в зале со мной согласятся). У Ильи Макарова Дон Жуан — не давно погибший духовно грешник, а активно гибнущий в момент демонстрируемых нам событий персонаж, ибо в Театре на Трубной знаменитый ловелас юн и полон сил. И потому понятны и объяснимы попытки того же слуги Сганареля (Иван Мамонов) наставить хозяина на путь истинный: вполне вероятно, Дон Жуан прислушается, отринет молодецкую браваду и спасёт таки собственную душу. Ибо время-то ещё есть «перековаться».
Но, как мы понимаем, поведение Дон Жуана — не нечто показное, а жёсткая внутренняя позиция, потому ничем хорошим (для главного героя, конечно) история не закончится. И, надо сказать, режиссёр довольно грамотно разбирается с моментами менторства, потому они не кажутся скучными школьными уроками (отдельные аплодисменты — Владимиру Шульге за его феерического нищего): напротив, очень интересно, как будет выпутываться из паутины увещеваний Дон Жуан, переворачивая всё по-своему. И, да, пусть текст Мольера остался в неприкосновенности, но вот его прочтение, те интонации, с которыми произносятся давно знакомые фразы, почти всегда весьма любопытны и неожиданны.
Единственное, думается мне, пара моментов может покоробить особенно религиозных зрителей (я имею в виду жест, которым указывает на небо Дон Жуан в финале разговора с нищим, — вот он неприятно удивил даже антирелигиозную меня; впрочем, велика вероятность, что жест этот стал результатом случайности, и я единственная в зале его заметила; и могильный крест, который главный герой использует в качестве символа распятия, повисая на нём лично). Слишком лёгок язык, которым говорит режиссёр с публикой, чтобы добавлять в ткань спектакля эдакие специи. В какой другой постановке подобное смотрелось бы единственно уместно, но не тут.
Зато, как всегда, прекрасны артисты (кроме вышеперечисленных в постановке заняты Валерия Ланская / Татьяна Горбунова, Мирослава Михайлова, Вадим Колганов, Анатолий Шалухин, Елизавета Карякина, Богдан Витряк, Александр Панов, Александр Овчинников, Евгений Козлов, Юрий Чернов, а также студенты ГИТИСа курса Валерии Ланской, и ставшие тем самым ансамблем, обрамляющим действо). И пусть почти все роли у Мольера из серии «появись на две минуты и исчезни навсегда» (особенно досадно за Евгения Козлова, выходящего только в самом начале буквально на чуть-чуть в ипостаси Гусмана), но труппа Театра на Трубной и из самого невидного персонажа может сделать конфетку.
Резюмирую: самый лёгкий из всех виданных мной «Дон Жуанов» по Мольеру. И самый тяжёлый для зрителя (в первую очередь — физически) спектакль «Трубной». Смотреть рекомендуется любителям прекрасного (это я показываю на Сухраба Хайлобекова с оголённым торсом) и поклонникам Валерии Ланской (предупреждаю, что актриса появляется на сцене ровно два раза и ненадолго; впрочем, если вы знаете пьесу, то вы и сами в курсе). Остальным можно прогулять.
…хотя финальный монолог Сганареля в исполнении Ивана Мамонова и заставляет мириться с бытием: ради такого можно было и «Дон Жуана» от Мольера перетерпеть. Ибо небесное небесным, а жалованье-то, жалованье-то где?!










