Знаете, что самое сложное в современном театре? Понять, не понравившийся тебе спектакль, вынесший весь мозг, это реально полнейшая неудача, которую нужно снимать с репертуара и забывать, или же всё дело в тебе — неуче с узким кругозором? Если почитать телеграм-каналы нынешних творцов, сетующих на недовольную публику, то осознаёшь: явно правилен второй вариант. Но я — человек въедливый и стремлюсь погрузиться в увиденное по темечко, чтобы определиться, а что мне, собственно, вообще показали. Потому премьеру театра «Ленком» — нашумевший спектакль «ГоГоЛьИЛиАДА» — я изучала практически под микроскопом. И теперь многое мне хочется высказать. Чем я, конечно же, и займусь.
Итак, парафраз Гоголя. Спектакль на основе сплавленных воедино «Носа», «Портрета», «Мёртвых душ», «Записок сумасшедшего» и «Ревизора» — что-то буквально краешком затронуто, а что-то (как вот «Ревизор») канвой сюжета стало. Почему в названии фигурирует «Илиада»? А потому, что она была настольной книгой Гоголя — ну, и игра слов («ад», куда без него) рождается. А ещё — куча отсылок к фильмам (в том числе — к творениям родственников Вачовски), поп-культуре (хоть советской, хоть современной) и т.д. И Булгакову здесь самое место, ибо Гоголь — его творческий отец родной. Такой вот оригинальный микс.
И в итоге всё действо превращается в разгадывание шарад: а откуда создатель взял ту или иную отсылку? Меня в антракте спросили: мол, ты ж точно отгадала почти всё, что тебе не нравится? Чего ты не понимаешь? Почему ругаешься? Вот, «весну разрешаю» — это Пугачёва, ты в курсе, чего не так?
А всё просто: мне мало понимать, откуда. Мне нужно знать, зачем. Зачем появилась в пьесе та или иная аллюзия? Зачем вклинился в повествование очередной сюжет Гоголя — или же некая цитата? Зачем переворачивается с ног на голову то, что нам показывали долго и упорно, и идёт по иным рельсам?
И сложилось вот такое впечатление: ответ на происходящее один — «потому что»! Показалось создателям, что отменно вклеивается в какой-то кусок отрывок из фильма Вачовски — чего б нет? Подумалось, что мистике Гоголя соответствует некий твист сюжета и вкладывание в «Ревизора», скажем, «Носа» — вперёд, творим!.. И вот что получилось: как будто б собирали пазл, и кусочки его по форме вполне друг к другу подходили. Но была тонкость: надо ж было ещё и по рисунку детальки подбирать. Только человек, пазл складывающий, на этот момент рукой махнул, и чисто по форм-фактору частички головоломки складывал. И вышло — крепко, совмещено, единообразно, но… бессмысленно. Потому как картинки-то цельной нет.
Вот вам полновесное описание (в моём понимании) спектакля «ГоГоЛьИЛиАДА» в постановке Игоря Миркурбанова. И сразу скажу: к режиссуре у меня минимум претензий. Этот момент вполне крепок и интересен.
Но ведь Миркурбанов ещё и сам создал инсценировку. Вот тут, поверьте моей литературной душе, всё и рухнуло. Шикарный артист (а Миркурбанов не зря носит звание заслуженного артиста РФ) вполне способен стать умным и замечательным режиссёром (примеров — масса). Но почему каждый первый считает, что он может быть писателем? И более того — драматургом (а ведь написание пьес — дело зачастую куда более сложное, чем создание рассказов-романов)?
Пьесы в спектакле нет — уж простите, но таково моё мнение. Набор сцен, более или менее связанных общей идеей — да, присутствует. Ряд псевдофилософских высказываний — да, имеется. Но о чём вообще зрителю вещают на протяжении примерно четырёх часов (впрочем, нам обещали, что после пресс-показа «ГоГоЛьИЛиАДу» сократят часов до трёх — надеюсь, именно так и произошло)? Какие мысли пытаются донести? Ценности какие в действо вложены? Я постановку видела — и я понятия не имею.
Много музыки — да, это прекрасно. Музыканты (под руководством великолепного Армена Погосяна) размещены перед сценой, вокалисты Евгений Кириллин (поклонники мюзикла сейчас должны воодушевиться) и Илья Трофимов шикарны (и вы потом не отвяжетесь ни от «Рюмки водки на столе», ни от «Три месяца зима — и вечная весна»… хотя я в итоге пела уже про себя: «Три месяца длится спектакль…»).
Отличный актёрский состав — и тут я, если позволите, не буду никого упоминать поимённо, ибо «ГоГоЛьИЛиАДА» исключительно многонаселена, а работают шикарно все, как один.
Красивейшая «картинка» — спасибо художнику-постановщику Владиславу Долженкову (у которого есть ещё и небольшая роль в спектакле — ну, а почему нет, Владислав же профессиональный артист), художнику по костюмам Ирине Дерябиной, художнику по свету Александру Краснодеду и видеохудожнику Алану Мандельштаму. В общем, выглядит всё это дело мощно — и потому ещё раз обманывает наивную публику, которая верит, что в таком театре, с такими мастерами если что и показывают — то только шедевры. А раз что-то непонятно, что-то не нравится — ну, это проблема недостаточной культуры зрителя.
А я повторюсь: нет, единственная беда спектакля — в отсутствии пьесы. И даже то ли четыре, то ли пять псевдофиналов «ГоГоЛьИЛиАДы» (в смысле, когда зрители уже решили, что всё, сейчас занавес — и поклоны, ан нет, дальше действие продолжается) — это результат того же самого отсутствия внятного сценария, который должен был бы идти к одной смысловой точке, а не утомлять публику сразу несколькими.
Да, всем в зале уже тяжко, хочется бежать в гардероб и на улицу… а вместо вожделенного поклона тебе некий финт сюжета предлагают — уже не нужный, не слишком интересный, псевдопоучительный, непонятный… Зачем? Если ты не можешь поставить точку — драматург ли ты?
Честное слово, я могла бы писать о «ГоГоЛьИЛиАДе» ещё много и крайне эмоционально. Но давайте я резюмирую так: я знаю, что Игорь Витальевич Миркурбанов уже готовит следующую постановку в «Ленкоме». И я слышала артистов, которые совершенно искренне признавались, как им интересно и комфортно работать с Миркурбановым как с режиссёром.
Так пусть будет полный профессионализм: Игорь Витальевич ставит, а умелый литератор создаёт пьесу. И, вполне возможно, тут и родится шедевр.
А «ГоГоЛьИЛиАДА»… Этот спектакль позвольте мне забыть. Его не достоин ни театр, ни его артисты, ни сам режиссёр. А зрители — и подавно.
PS. Я впервые видела, как на пресс-показе, совмещённом с показом для пап-мам (то есть, том, где присутствуют исключительно профессионалы и лояльные зрители), на поклонах (совмещённых с замечательной финальной песней) в гардероб рванула львиная доля зала. Это ж насколько публике было плохо, что она даже похлопать три минуты не смогла…
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.