Шизофрения, как и было сказано…
Театр Гоголя продолжает выпускать шедевры. В самом конце прошлого года к числу мистических, эстетически прекрасных, глубоких и нетривиальных спектаклей добавился ещё один: «Игроки. Иллюзия» по пьесе, собственно, Н.В. Гоголя (и действительно: как же данному театру без писателя, подарившему дому муз своё имя?).
Режиссёр Антон Яковлев верен себе: он снова ищет новые формы при постановке классики, сохраняя в неприкосновенности изначальные смыслы. Не перенося действие в сегодняшний день, Антон Юрьевич говорит со зрителями современным языком, никак не трансформируя и не переосмысливая оригинальный текст. И снова прошлое и настоящее великолепнейшим образом срастаются воедино, и на свет рождается спектакль, захватывающий ежесекундно.
Сюжет, полагаю, известен многим: опытный шулер Ихарев (Марк Бурлай) приезжает в некий провинциальный городок и останавливается в местном трактире, где уже обосновались картёжники-аферисты пожиже: Степан Иванович Утешительный (Ирина Гринёва), Пётр Петрович Швохнев (Кирилл Ковбас / Василий Неверов) и полковник Кругель (Андрей Кондратьев / Александр Хотенов). Удалая троица жаждет обчистить нового гостя, разворачивается игра, в результате которой раскрываются все карты: герои признаются друг другу в своей сути и договариваются, с лёгкой руки Утешительного и под шампанское, оперативно принесённое трактирным слугой Алексеем (Алёна Гончарова), работать вместе.
А тут и повод подворачивается: хорошо бы развести на игру помещика Глова (Александр Семчев / Андрей Ребёнков) — он как раз собирается заложить имение и получить за него солидную сумму. Увы, эта рыбка срывается с крючка, но ничего: в запасе есть Глов-младший, которому доверено завершить дело с имением отца (Денис Лукин / Александр Груздев). И молодой человек, «гусар», горячий и азартный, попадает в капкан, проигрываясь в пух и прах… Теперь проблема только в чиновнике Замухрышкине (Сергей Муравьёв / Ирина Рудницкая), который должен ускорить выплату по закладу, но и тут деятельный Утешительный уже подсуетился…
И, когда Ихарев уже почивает на лаврах, становится понятно, кто здесь истинный игрок, а кто — наивная жертва… (Если вы вдруг не читали или подзабыли пьесу, то не погружайтесь в неё до похода в театр: масса впечатлений от внезапной развязки гарантирована.)
Иллюзия по Яковлеву во всём: и в сюжете, придуманном писателем. И в самом карточном шулерстве (которое, по факту, является мастерской престидижитацией). И в мире, любовно и тщательно выстроенном постановщиком. И в эдаком «половом мономорфизме»: женщины с лёгкостью «обживают» персонажей противоположного гендера, не вызывая никаких вопросов у публики (Ирина Гринёва просто гениальна и держит в кулаке всю конструкцию спектакля — как и было задумано режиссёром, Алёна Гончарова — мой личный фаворит; верю, что и Ирина Рудницкая творит на сцене чудеса, я же любовалась замечательным Сергеем Муравьёвым в роли Замухрышкина)…
Но главное — что иллюзии обосновались в сознании главного героя, Ихарева, то ли отражая его психическое нездоровье, то ли демонстрируя проявления творческой личности (а изобретение массы «сравнительно честных способов отъёма денег у населения» — как ни крути, акт творчества). Потому и смотрим мы на происходящее как бы через призму восприятия нашего прекрасного шулера (а Марк Бурлай, однозначно, великолепен в своей роли). И сопровождает Ихарева не только его верная колода карт — Аделаида Ивановна, но и две «воображаемых подруги» — Светлая Аделаида (Екатерина Сахно / Виктория Кизко) и Тёмная Аделаида (Анастасия Епифанова / Софья Ковалёва), невидимые окружающим, но вполне реальные и телесные для персонажа Бурлая.
Эти два фантома, традиционно для Антона Яковлева, с одной стороны, без экивоков раскрывают разные стороны души Ихарева, с другой же — весьма завуалированно и иносказательно иллюстрируют всё происходящее на сцене. Понятия не имею, как можно говорить одновременно и в лоб, и метафорически, но Антон Юрьевич уже не впервые поражает меня этим умением.
Вселенная постановки очаровательна и пугающа: здесь всё не по-настоящему, зыбко, будто рябь на воде (не зря «крупную рыбу» наши игроки ловят вполне по-спортивному — с удочками и сетью). Декорации условны: белые стены, «говорящие» при помощи света и видеопроекций (художники-постановщики, а также художники по костюмам — Полина Фадеева, Анна Алямова, художники по свету — Илья Султанов, Антон Яковлев, видеорежиссёр — Анастасия Журавлёва). Лаконично, точно и очень красиво. Огромный упор сделан на пластику — столь же ирреальную, как и всё остальное (хореограф — Александра Рудик).
С текста Гоголя полностью стёрт бытовой налёт, и диалоги, в других постановках порой кажущиеся лично мне излишне затянутыми, пресными и скучными, здесь сверкают и искрятся. «Фантастический реализм» — так характеризует Антон Юрьевич жанр, в котором работает. И действительно: ты узнаёшь каждого из персонажей, таких живых и настоящих, будто бы прописанных с тобой по соседству. Но их мир и способ существования — сверхъестественны, и вот это сочетание, казалось бы, несочетаемого рождает редкую гармонию и достоверность.
Конечно же, вишенкой на торте постановки являются первоклассные актёрские работы. Меня восхищает труппа Театра Гоголя — как «старожилы» оной, так и молодое поколение (и, плюс, хороши артисты приглашённые — как Александр Семчев, занятый не только в «Игроках. Иллюзии», но и в покорившем меня «Дядюшкином сне»). Постановщик не щадит актёров: задачи, поставленные им, поистине сложны и незаурядны. «Гоголевцы» же справляются со всеми «творческими головоломками» легко, азартно, бесконечно талантливо и крайне обаятельно.
«Игроки. Иллюзия» — спектакль, стопроцентно соответствующий моему пониманию прекрасного. Но даже если отбросить индивидуальные вкусы, нельзя не согласиться, что премьера Театра Гоголя — это мощное, интереснейшее высказывание, безусловно заслуживающее самого близкого знакомства.
«Браво! Да здравствуют гусары! Теремтете! Шампанского!»
Гоголь был известным мистиком — и прочтение Антона Яковлева ставит вполне «приземлённых» «Игроков» в один ряд с самыми таинственными произведениями Николая Васильевича. Так и кажется, что где-то там, за стенами трактира, чёрт крадёт луну с неба, а Вий мучает Хому Брута.
…впрочем, в реальной жизни он, обычный человек, легко и непринуждённо затыкает за пояс самую грандиозную нечистую силу. И Театр Гоголя предостерегает: не дайте иллюзиям заменить собой правду! Гоните тьму из души! Да пребудет с вами Светлая Аделаида!