В арт-клубе Театра кукол имени С.В. Образцова состоялась премьера «школьного хоррора с куклами и масками» (как значится в афише) под названием «Извините, можно выйти?» Камерное пространство, всего четыре актёра, куклы, которые здесь призваны не играть первую скрипку, а, скорей, делать всё происходящее более кинематографичным, местами — мистическим, местами — с элементами триллера… И в итоге получился крайне самобытный спектакль для подростков (а также их родителей и учителей), говорящий на понятном языке о том, что важно подрастающему поколению.
Значит, так: сначала в Театре кукол Образцова провели творческую лабораторию для подростков «Накипело». И на основе абсолютно реальных школьных историй её участников драматург Лара Бессмертная написала пьесу, режиссёр Марсель Смердов поставил спектакль, а художник Анастасия Кривдина создала новый маленький театральный мир и его обитателей.
Сюжет и прост, и необычен одновременно: семиклассник Лёня приходит в новую школу и ощущает себя здесь совершенно чужим. Более того, все вокруг — и учителя, и одноклассники, и психолог, и повариха, и охранник — видятся Лёне воплощением зла, монстрами, вампирами, ведьмами, рептилоидами… Мальчик начинает вести дневник, чтобы использовать свои записи как доказательство «адской сущности» школы (уж тогда-то родители переведут его в другую!). А ещё и какое-то фиолетовое существо то там, то тут появляется… Определённо, не школа — а ужастик!
Справится ли Лёня с буллингом? Увидит ли он в соучениках и учителях людей или сам станет одним из монстров? Ну, конечно же, финал спектакля для юной публики будет светлым и жизнеутверждающим.
Режиссёр очень чётко разграничивает «реальный» мир Лёни и страшную мистику школы: ему помогают в этом маски (ибо ни один из «оппонентов» главному герою обычным, нормальным человеком не кажется) — несуразные, нелепые, страшноватые, как будто бы сложенные из тетрадных листов в клеточку. Самые напряжённые, нереальные, будто бы сошедшие с экрана телевизора сцены Марсель Смердов доверяет куклам, которые окончательно переносят публику из обыденности в хоррор (в силу особенностей жанра — хоррор, пусть и запускающий стада мурашек по коже, но забавный, заставляющий публику похихикать и повосторгаться изобретательностью создателей спектакля).
И вот что удивительно: я, взрослый зритель, хоть и оценила художественные особенности постановки, талант артистов (в спектакле заняты Александр Городиский, Егор Чудинов, Халися Богданова и Ирина Фёдорова), уместную и атмосферную музыку Дмитрия Мулькова и все прочие компоненты действа, о сюжете, то бишь, о пьесе Лары Бессмертной, могла судить только с точки зрения благозвучия, интересности, соответствия законов драматургии — и, должна признаться, в этом плане «Извините, можно выйти?» на высоте. Глубже, увы, не проникла. Просто я уже забыла, как оно было внутри, в душе в мои 13 лет.
Но в зале было немало подростков, часть из которых осталась на предложенное Марселем Смердовым обсуждение после спектакля. И оказалось, что они увидели нечто абсолютно иное, нежели мы, люди в возрасте. Молодёжь посмотрела постановку про себя, узнав и снова болезненно прожив и одиночество после перехода в новую школу, и все чувства отверженного, и опустошение от невозможности куда-нибудь уйти (ибо охранник бдит!), когда это так нужно, и даже опасение от вида еды в школьной столовой.
Это для нас «Извините, можно выйти?» — страшноватая сказочка, а для подростков — суровая реальность. И пусть школьники, конечно же, на самом деле не считают учителей и одноклассников вампирами и ведьмами, но шуточек (увы, далеко не добрых) про высосавшую всю кровь математичку или едких слов в сторону сидящей на третьей парте Машки каждый отпускает массу. Именно поэтому спектакль действительно основан на реальных рассказах — он позволяет заглянуть в души подростков и увидеть страх и боль, скрывающиеся там.
По этой причине премьеру Театра кукол Образцова будет крайне полезно посмотреть не только ровесникам главного героя, но и их родителям, учителям, школьным психологам (а в идеале — ещё и охранникам с поварами)… Подростки увидят, что они такие — не одни, что их переживания окружающие люди могут понять и оценить. А взрослые, может быть, хоть немного вспомнят себя в юности — а главное, осознают, чем живут их наследники или подопечные, какими глазами смотрят на родителей и учителей, и что болит в их сердцах.
Простая история длительностью чуть больше часа. Полусказка-полубыль. Но такая терапевтичная для подростков — и по-нескучному дидактическая для людей в возрасте. И вот такое сочетание редко когда встретишь.
«Извините, можно выйти?» — тот самый пример, который доказывает, что иногда только театр кукол имеет должные инструменты для создания правильной постановки. И если подростковый кризис рождает монстров, то их, оказывается, вполне можно продемонстрировать публике — чтобы изгнать (ну, хотя бы попробовать сделать это) в реальной жизни.
Приходите на премьеру Театра Образцова со своей молодёжью — хотя бы для профилактики. Ибо проще предупредить проблему, чем потом всё исправлять, верно?
PS. Отдельно рекомендую оценить программку. Она тут практически часть спектакля.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.