Очень давно с музыкальной точки зрения мне нравится рок-мюзикл Carrie по роману Стивена Кинга. Вот догадывалась я, что что-то в этой истории неладно, раз уж никак она твёрдо на подмостки не встанет, а всё или закрывается заранее, или играется лимитированно. Полагала я, что с либретто проблемы (и ведь права оказалась — но это я вперёд забегаю). Но музыка тут, простите, более чем хороша, на мой вкус.
И как же я могла не пойти при таких исходных данных на некоммерческую аматорскую (читай — любительскую) постановку мюзикла «Кэрри» от АБstudio?
Потому я и посетила один из предпремьерных показов в первый день лета. И, суммируя впечатления, могу ответственно заявить: да не, это — хорошо. Конечно, это так же далеко от Кинга, как я от дачи на Бали, но не ребят в том вина, а авторов мюзикла.
В общем, дело такое: как я и опасалась, мрачный и тягостный роман превратили в неглубокий и местами алогичный мюзикл. Крис и Сью волшебным образом стали лучшими подругами, но совершенно непонятно, как оторва и хорошая девочка смогли найти общий язык и интересы. Билли показан просто плохим парнем, каких миллионы, а не отбитым на всю голову отморозком. Да и Крис в мюзикле — банальная вредина с богатой фантазией.
Сцены школьной травли прописаны ярко, только им далеко до моральных ужасов, описанных Кингом. Наверное, авторы мюзикла просто сами на своей шкуре не испытывали, каково это — быть белой вороной в классе, и как представили себе это, так и сочинили. Или публику излишне пугать не хотели. Или и то, и другое сразу.
А вот с чем обошлись целиком и полностью бесцеремонно — так это с матерью Кэрри. Если вы читали роман, то помните, насколько жуткое впечатление производило описание взаимоотношение мамы и дочери, как Кэрри в мыслях признавалась в ненависти к матери — при всей своей больной к ней любви. Мама же. В мюзикле и эти моменты сглажены до упора. «Да, ужас, но не ужас-ужас же!..»
Стоит ли упоминать, что финал, в котором в книге «в общем, все умерли» страшной смертью (более 440 человек отправились к праотцам, полгорода полегло в руинах, а школа так и вообще взорвалась), в мюзикле «ограничивается» гибелью одноклассников Кэрри, присутствовавших на выпускном балу. И их не жгли синим пламенем и не поражали электрическим током, а сгубили так же, как и мать Кэрри в книге — дистанционным наложением рук. Ну, что-то там главная героиня ребятам в организме нехило подпортила, пока пассы ладонями выполняла.
Но, как выяснилось, люди, не знакомые с романом-оригиналом, не заметили никаких недостатков в сюжете, и их вполне всё устраивало. А я, к сожалению, сравнила сценическое действо с книгой. Ну, ребят, так просто нельзя. Это какая-то адаптация для младших школьников с трепетными и непугаными сердцами.
А я предлагаю посмотреть, что же сделали с эдакой порнографией ребята из АБstudio.
С огромной радостью констатирую, что в заданных либретто рамках начинающие артисты и неизвестные постановщики были вполне хороши.
Читаем программку: «Руководитель проекта, режиссёр-постановщик: Антон Музыкантский». Сразу видно, что человек знает и любит мюзикл как жанр. Постановка не выглядит некоей любительской поделкой — это вполне качественный и приятный для глаза и уха спектакль. Вынужденный минимализм стал не недостатком, а фишкой постановки (да-да, я уже сто раз говорила и повторюсь снова: люблю такое).
Наблюдать за действом интересно, оно постепенно, но захватило даже меня. А за финальную часть — ну просто в пол поклониться готова. Вот начиная от последней встречи с матерью (особенно момент с ножом, вызвавший хоровой УХХХ в зале) и до поклонов я чуть не рыдала (да-да, несмотря на то, что либретто далеко от психоделичности романа, но выжать из него получилось, пожалуй, максимум).
Есть неплохое решение, согласно которому двое отрицательных персонажей — Крис и Билли — располагаются в зрительном зале. Моя везучесть на подобные вещи опять сработала, и Крис разместилась на соседнем кресле (не виновата я, нас так посадили).
Неплохо решены моменты телекинеза — я имею в виду не то, что нужно представлять себе (те же закрывающиеся окна), а перемещающиеся сами по себе стулья и куклу. Такого немного — как раз столько, сколько нужно для постановки. И, да, убедительно и изящно.
Симпатичные костюмы, помогающие раскрывать характеры персонажей. Как я уже сказала, минимум декораций — только стол да стулья дома у Кэрри.
Понравилось решение с ограничительными жёлто-чёрными лентами. Они обвивали столбики перед входом в театр, они же обильно пересекали в самых разных направлениях зрительный зал. Всё понятно: здесь произошло страшное, вход запрещён. Да, ощущение того, что ты находишься в опечатанном полицией актовом зале школы, как появилось, так и не исчезало.
Феерично выливание ведра крови на Кэрри. Смотрится это всё сокрушительно, микрофон не заливается, а продолжает ударно работать… ну, и мы спросили, как они потом отмывают ковролин на сцене. Говорят, так прямо берут — и чистят, собственными руками. А ведь ещё и костюмы как минимум троим артистам стирать.
Звук. Вообще, очень неплохо, но почему-то у некоторых ребят явно недостаточно громко были выведены микрофоны. Часть текста Кэрри в принципе не удалось разобрать.
Перевод. Ну, тексты песен и в оригинале весьма дубовенькие, и по-русски они звучат практически так же, как по-английски. Придираться не хочется — да и не к чему особо. (Ну, только вот «Живи по правилам Крис», которое звучало как-то так: «Живи по правилам Кырис!» — ухо резало. Понимаю, почему так, но уж очень задело. Уж лучше б было что-то вроде: «Живи по правилам моим». Хотя бы.) Адаптировала тексты Мария Бар, и ей спасибо за ударный труд.
Теперь об исполнителях.
Первое, чему я хочу порадоваться, это живой оркестр. И ведь его не видно — он сидит сзади на верхотуре, где-то там, где предполагается звукорубка. А всё равно — играют и делают это здорово. Музыканты прекрасные.
Ну, и ребята-актёры. Мы пока никого из них не знаем — они студенты, и далеко не все — театральных училищ. Зато видно, что работа в спектакле им приносит искреннее удовольствие, и выкладываются они по полной.
Увы, не все блистают с точки зрения актёрской игры. Много наигрывания и неестественности. Но какие-то все, знаете, милые, что постепенно привыкаешь к тому, что вот здесь — так, прими это и смотри. Нет, я не могу сказать, что играют совсем из рук вон. Есть и вообще чудесные во всех ракурсах парни и девчонки. Просто предупреждаю, что неточности в артистическом плане ПОКА присутствуют.
Вокал… Тут в общем нормально. Да, примадонн особо не наблюдается, но голоса наличествуют у всех, а за такое многоголосие я любимый Айфон отдам (это моя больная мозоль — я так и не научилась уверенно держать свою партию). Но правильно отметила Катя, с которой мы имели счастье смотреть «Кэрри»: как же это приятно, когда поют не «на горле»!.. Слушаешь — и ничего не болит, ни уши, ни связки, тебе хорошо и приятно.
Потому помните, что пришли на некоммерческую постановку, и не требуйте от артистов навыков прим Большого театра. И вот тогда всё понравится.
Итак, ребята. Перечислять поимённо всех не буду — может, если надумаю ещё раз прийти после премьеры и сравнить, это и сделаю. А пока упомяну двоих, которых отдельно для себя всю дорогу отмечала.
Руслан Омиров — Билли. А ещё, чтоб вы знали, художник-постановщик спектакля. Эту сторону его таланта я уже похвалила, а сейчас просто скажу, что лучший мужской вокал — это сюда. Заслушивалась. Хоть сольно, хоть в хорах. И персонаж неплохой получился (в рамках заданного либретто, ясен день). Рекомендую.
Дарья Скоблина — Кэрри. Волшебная девочка. Полностью прожила историю парии не от мира сего, и я ей прямо верила каждую секунду. За финал просто и не знаю, какие слова благодарности писать. Вот это была большая взрослая работа по всем параметрам. Один молчаливый проход по залу после массового убийства чего стоит. Собственно, если б в спектакле всё было плохо, но была такая вот Даша Скоблина, уже стоило бы его посмотреть. Но тут Дарью сопровождала масса иных вкусностей. И вокал. Я очень ждала первой фразы героини: «Я — Кэрри Уааааайт!..» Там, знаете ли, длинная-длинная нота, которую надо сделать мощно. И, услышав её, я сразу осознала: эта девочка — на своём месте. Ибо поёт — и делает это хорошо.
Спасибо Даше за то, что уже в первом акте, который я (снова спасибо либретто) смотрела с некоторым трудом, подумала, что пришла на это дело не зря. Ну, а действие второе меня уверило, что спектакль-то сложился и удался.
Теперь о плохом. Несмотря на то, что зал театрального дома «Старый Арбат» крошечный, в нём полностью отсутствует уклон. Поэтому, если перед вами сядет дяденька форм-фактора «шкаф дубовый двухметровый», созерцать вы будете по большей части его голову. Так повезло и мне. Я сидела в четвёртом ряду, а пялилась в затылок крепкого мужчины через ряд передо мной (ну, научилась голову направо-налево двигать, ладно). Во втором акте моё место решила занять Катя, потому она сама себе злобный Буратино, а я наслаждалась действом на кресле правее. :)
Так о чём я: при эдаком раскладе задние ряды опечалят вас. На предпремьерных показах места раздают в соответствии с временем прихода. Чем раньше притопал, тем ближе сядешь. Потому — не задерживайтесь.
О плохом — всё. Но в этом плохом АБstudio точно не виновато.
Финиширую. В антракте я выслушала восторги окружающих и поразилась: неужели меня одну что-то не устраивает? А они, оказывается, книгу не читали. Потому я скорректировала вектор восприятия, как смогла, и попыталась забыть о том, что в принципе слышала имя Стивена Кинга. Ну, и артисты поспособствовали, которые второй акт сделали ой как круто.
Так вот. Хотите живой музыки, хороших мелодий в стиле рок, интересной постановки и честной работы ребят на сцене? Ну, и вас при этом не корёжит от массовой гибели людей в спектакле — или вы вообще ярый фанат «Тодда»? Тогда идите на «Кэрри».
Подобных постановок (да, кроме отчасти уже упомянутого мной «Тодда», который о другом и вообще другой, но… вы меня понимаете) у нас ещё не делали. И на «большой сцене» и не ждите подобного.
Но главное — забудьте всё, что вы знали о книге Кинга. И тогда вы точно будете хотеть аплодировать стоя после каждой песни… наверное. А я, да, я б ещё сходила.
Чуть-чуть фотографий с поклонов. В группе ВКонтакте у ребят есть отличные свои картинки (там же можно узнать о дальнейших показах).
Вот это да! «Кэрри»! Чего не ожидала так не ожидала)
Наверное, и хорошо, что «и на «большой сцене» и не ждите подобного». У нас пока, увы, сильны стереотипы, что мюзиклы — это чтобы обязательно все было с размахом. Декорации — так в два этажа, костюмы — так чтобы актеры с трудом передвигались и т.д, и т.п. А такой подход для той же «Кэрри» оказался убийственным в свое время. Недостаток средств заставляет тянуться к камерности постановки и изобретательности режиссуры, что, как по мне, замечательно)
Хотелось бы как-нибудь увидеть, пускай даже и на любительской сцене, Next To Normal или что-нибудь еще такое же сильно психологичное и не требующее роскошных декораций.
Да, вот «Кэрри». Я, как впервые афишку увидала, чуть со стула не упала. Они молодцы, конечно. Несмотря ни на что. Действительно, малыми средствами сделано очень много.
А про декорации и костюмы… Читала тут отзывы об одном мюзикле, рыдала. Общий смысл: всё неплохо, но вообще нет декораций. А потому автор рецензии считает, что зря заплатил за билет. Да, падающие люстры всем подавай…