«Это очень сложная роль…»
В определённые исторические периоды комедия Аристофана «Лисистрата» становится не разудалой историей о сексе и противостоянии полов, а размышлением о войнах и их ужасах. Увы, сейчас как раз такое время. И потому спектакль Олега Липовецкого, хоть и повествует о том, как древнегреческие женщины, желая остановить войну, сговариваются и решают отлучить своих мужей от постели, и вокруг чувственных тем крутится львиная доля повествования и юмора — как авторского, так и постановочного, осью своей имеет тему мира.
Иными словами, еврейский театр «Шалом» снова рассуждает о том, что важно для всех людей на земле. И делает это так, что «Лисистрату» я до сих пор вспоминаю с абсолютно детским восторгом. Вот — спектакль, к которому я не имею ни единой претензии вообще, считаю эталонным и жажду посмотреть ещё разиков эдак двенадцать.
Липовецкий «играет» в театр, в Древнюю Грецию, в комедию Аристофана, в общемировую историю… И через эти игры, через гротеск и гиперболу, через комизм и символизм, рождаются сверхсерьёзные темы для рассуждений — поданные легко, доходчиво и ненавязчиво. Абсолютно режиссёрский спектакль с жёстко заданной формой существования актёров — которые, при этом, в заданных рамках, кажется, чувствуют себя настолько свободно, что могут смело называться не инструментом постановщика, но его полноправными соавторами.
Сверхлаконичная сценография, крайне своеобразные костюмы, кажущиеся, одновременно, и вполне современными, и в некотором роде древнегреческими, огромный упор на «язык» светового дизайна — и рождается невероятно эстетичная «картинка», «обрамляющая» действо и делающая его ещё более выпуклым (художник-сценограф — сам Олег Липовецкий, художник-технолог — Анастасия Азарх, художник по костюмам — Яна Глушанок, художник по свету — Александр Краснодед). В постановке важную роль играют пластика (хореограф — Илья Оши, режиссёр по пластике — Батраз Засеев) и звук (саунд-дизайнер — Дима Рессер) — пожалуй, не меньшую, чем диалоги и монологи персонажей. А подбор мелодий, звучащих со сцены, это моя отдельная любовь. «Позвони мне, позвони», «Я хочу быть с тобой» «Наутилуса», «Место для шага вперёд» группы «Кино» (просто бомбически взрывающая зал на поклонах — ручаюсь, вы её ещё неделю потом будете напевать) etc. — всё, казалось бы, несочетаемое, непредсказуемое, необъяснимое… Но совершенно гармонично вплетающееся в повествование и ложащееся в общую логику действа.
И здесь всё так. Вы будете непонимающе смотреть на сцену, силясь осознать, зачем нужен какой-то элемент, что он несёт публике, что с его помощью хочет сказать режиссёр… И, поразительно, каждая деталь этого сверхэклектичного пазла окажется на своём месте, и вы, пусть не всегда сразу, пусть не совсем легко и просто, объясните её для себя и в очередной раз впечатлитесь фантазией постановщика.
Чудеснейший актёрский состав. Ну, во-первых, как и должно быть в Древней Греции, имеется Хор. Правда, переворачивая реальность с ног на голову, Олег Липовецкий ограничивает его численность ровно одним человеком — Сергеем Шадриным (поклонники «Мастерской Фоменко» сейчас понимающе покивали, вспомнив, что аналогичный приём применил в своей прошлосезонной «Божественной комедии» Юрий Титов). И Хор этот — ну совершенно невероятно прекрасен и обаятелен.
Мужчины в «Лисистрате» — персонажи не слишком значимые, пожалуй что и второстепенные. Но какие!.. Игорь Цыбульский, Антон Ксенев, Тимофей Бенедиктов, Антон Шварц, Николай Балобан и Дмитрий Цурский отвечают сразу за два социальных явления, ассоциирующиеся по умолчанию с сильным полом: войну и похоть. Режиссёр-юморист со своими героями не церемонится, высмеивая их по полной, но делает это с максимальной любовью и пониманием — так, как это и должно быть в театре.
Женщины же, поданные в том же шутливо-ироничном ключе, здесь верховодят (не де-юре, духовно) — и по праву, ибо именно они стремятся к миру. Елизавета Потапова (великолепная Лисистрата), Евгения Романова, Мария Беликова, Анна Телицына, Алёна Кормилицына, Анна Терентьева, Анна Котляр и Евгений Овчинников (спартанка Лампито — проникновеннейший персонаж, решённый абсолютно не пародийно, несмотря на эдакий «гормональный сбой») — такие разные, такие правдивые, такие комично-трогательные, что с ходу ощущаешь себя частью их команды.
И, кстати, Аристофан главную героиню своей комедии не раскрыл — кто она такая, почему подняла женщин на эдакий бунт? Неизвестно. «Шалом» же вскроет для зрителя рану Лисистраты, позволит заглянуть в её детство — с тем, чтобы ещё сильнее возжелать мира. Это самый пронзительный момент спектакля, и он определённо стоил того, чтобы свести к нему яркое, искрящееся, феерическое действо. Свести — и заставить публику пару минут не дышать, внимая происходящему на сцене…
Всё закончится так, как задумал Аристофан. Так, как это должно быть в идеальной вселенной. Так, как этого хотелось каждому человеку в зрительном зале. Древние греки предпочтут «заниматься любовью, а не войной».
Публика же разольётся шквалом аплодисментов и в голос подпоёт артистам, вышедшим на поклон:
И есть ещё белые, белые дни,
Белые горы и белый лёд.
Но всё, что мне нужно —
Это несколько слов
И место для шага вперёд.








