«Сфера» начинает сезон с премьеры: 20 сентября на камерной сцене состоялось «Лёгкое знакомство» в постановке Александра Коршунова по пьесе Валентина Красногорова. Два часа действия — не столько физического, сколько умственного, морального. Два действующих лица — Он и Она — в исполнении артистов Алексея Суренского и Валентины Абрамовой (при поддержке молчаливого, но расторопного официанта, воплощённого в жизнь молодыми актёрами «Сферы» Денисом Шацем и — в состав — Арсением Мичуриным). Максимальная близость, почти слияние зрителей со всем происходящим — но при этом, одновременно, отстранённая позиция наблюдателей, позволяющая максимально цельно и объективно воспринимать героев.
Сюжет, на первый взгляд, прост. Гостиничный ресторан. За одним столиком — Он, совмещающий ужин с бумажной работой. За другим — Она, расслабленно попивающая кофе. И вдруг Она подсаживается за его столик, начиная мягкое, но непреодолимое наступление. Он, само собой, принимает незнакомку за ночную бабочку, решившую подзаработать, и старается избавиться от столь внезапной компании.
Но… слово за слово, неприятие сменяется интересом, интерес — влечением, а влечение — снова отторжением… И так по кругу.
Словесные пикировки, интеллектуальные дуэли, рассуждения о ролях мужчины и женщины… Попытка разобраться, кто же такая на самом деле эта необычная собеседница (знакомство с которой, как она и обещала, стало отнюдь не лёгким). И, конечно же, неявная сразу, но неодолимая жажда счастья обоих героев.
Да, это ещё одна пьеса о любви — но о любви зрелой, взращённой на почве страданий и, наверное даже, любви, созданной своими руками. Необычной любви, одновременно и небывалой, театральной, и абсолютно понятной, жизненной, логичной.
Язык Валентина Красногорова прекрасен: это драматургия, построенная по всем законам жанра, и проза здесь кажется филигранным стихом, а каждое слово хочется смаковать бесконечно (учитесь, многочисленные «современные драматурги»!). Действие тут — не физическое, но психологическое, ментальное, и оно держит тебя за горло так, что сложно вздохнуть лишний раз. Незнакомка — Она — уже подцепила на свой крючок жертву — Его. Но если Он ещё может сорваться (и мы, затаив дыхание, следим за сей «гендерной рыбалкой»), то простые зрители покорились безусловно — и с преогромным удовольствием.
Пространство решено вполне конкретно: сначала мы оказываемся в ресторане, со столиками, баром, сверкающими бокалами, белоснежными скатертями, а во второй половине спектакля (к слову, безо всякого антракта, что очень правильно: так градус эмоционального накала не успеет снизиться, а, напротив, только вырастет) переместимся в гостиничный номер — уютный, явно не из дешёвых, с кроватью (но сразу понятно, что никаких постельных сцен, как и завещал драматург в послесловии к пьесе, не будет, ибо конструкция позволит максимум присесть на данное сооружение, но точно не прилечь с комфортом), удобным креслом, картинами на стенах…
Художник Ольга Коршунова создала вполне привычную, бытовую картину, насыщенную деталями, узнаваемыми предметами интерьера, атмосферными акцентами… И потому мы с лёгкостью представляем себя на месте персонажей спектакля, и вся ситуация, которая в иной обстановке могла бы показаться в определённом роде надуманной, становится стопроцентно жизненной и достоверной.
Постановщик Александр Коршунов помещает в простроенное сценографом пространство человеческую правду — считываемую в каждой мелочи, психологически достоверную, царапающую — и умиротворяющую. И герои — объёмные, живые, настоящие.
Он — отлично тебе знаком. Мало ли таких людей вокруг? Внешне — суровый, серьёзный, застёгнутый на все пуговицы… и совсем иной внутри. А она — загадка… Меняющаяся, переливающаяся , как ртуть, то спокойная, то взбалмошная, цитирующая Гюго и Горация, то ли Генриетта, то ли Донна Жуана — а то ли нечто совершенно другое…
Сценический дуэт Алексея Суренского и Валентины Абрамовой создаёт то самое театральное чудо, ради которого мы и ходим на спектакли. Зритель верит артистам безоговорочно — и, несмотря ни на что, как бы ни перекручивались в очередной раз взаимоотношения персонажей, жаждет счастливой, успокаивающей, расставляющей всё по своим местам точки. И, хоть это и разрушит интригу, я вас обрадую: всё завершится благополучно. И ты радуешься за Него и Неё, как за себя.
«Лёгкое знакомство» — спектакль, созданный с огромной любовью. К пьесе, артистам, театру (как конкретно к «Сфере», так и к театральному искусству в целом), зрителям. И, сидя в зале, просто невозможно не ответить взаимностью.
«Гендерная дуэль» — дело бесполезное. Победителем из неё выйти невозможно (что нам и подтверждают создатели спектакля). Но как сложно вовремя остановиться, прекратить баталии и присмотреться повнимательнее к «противнику» — просто чтобы понять, что на самом деле он твой самый верный союзник.
У персонажей нелёгкого «Лёгкого знакомства» это получилось. И потому нам, зрителям, после спектакля становится ну очень хорошо!
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.