И под фонарем пробежала кошка. Быстрая, как жизнь.

Борис Минаев, «Детство Лёвы»

Спектаклей о человеческом горе, о непонимании, о холодных семьях, о токсичных родителях мы посмотрели немало. Куда ни глянь — именно такие. А вот постановок о любви, человеческом тепле, принятии, о семьях идеальных днём с огнём не найдёшь. И правда, казалось бы, что интересного в рассказе о людях, у которых всё хорошо? Ещё Толстой, помнится, утверждал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Скукотища, верно?

Режиссёр Рузанна Мовсесян так не считает, потому на Маленькой сцене РАМТа и появился уютный, согревающий, дарящий свет спектакль «Лёва» по рассказам Бориса Минаева. И — вот удивительно! — оказалось, что нет ничего приятнее, нежели наблюдать за действительно счастливой семьёй — не во всём, конечно, безупречной (какую показали бы в рекламе майонеза), ибо так не бывает в жизни, состоящей из самых обычных людей, но такой, в какой хотелось бы вырасти каждому… а повезло в этом плане лишь единицам.

Постановщик рассказала, что в начале работы над спектаклем по книге «Детство Лёвы» Борис Минаев предложил ей несколько рассказов — те, которые он посчитал наиболее подходящими для сцены. И рассказа «Осень» среди них не было. Но именно его в итоге Рузанна Мовсесян (ставшая ещё и автором инсценировки) сделала лейтмотивом своей постановки, эдакой «рамкой», обрамляющей всё повествование.

Успокаивающий стук дождя — и мальчик Лёва, стоящий в подъезде и наблюдающий за струями воды. Или же это уже взрослый Лёва, заглядывающий в своё прошлое и наблюдающий за тем, как он, маленький, смотрит на дождь?.. И мы вместе с главным героем перелистываем страницы былого, знакомимся с людьми, рядом с которыми прошло детство Лёвы, и понимаем, что нет ничего более уникального, чем по-настоящему счастливая семья.

Нелли Уварова (мама), Иван Воротняк (папа) и Сергей Печенкин (непосредственно Лёва, наш рассказчик, ни на минуту не покидающий сцену, и одновременно главный герой повествования) создают неповторимый микрокосм, в котором можно и спрятаться от окружающих бед, и пригласить прикоснуться к нему тех, кто жаждет хоть немного тепла. Сергей Печенкин невероятен: мгновенно переключаясь от взрослой ипостаси своего персонажа к детской, он ежесекундно остаётся достоверным и абсолютно правдивым. Сыграть ребёнка так, чтобы не превращаться в него внешне, но перевоплотиться внутренне — истинное мастерство.

И окружает нашу семью целое созвездие действующих лиц — друзья, родственники, соседи… Татьяна Весёлкина (её Маруся Ивановна — моя главная любовь в спектакле), Андрей Бажин, Дарья Семёнова (её финальная героиня — это, конечно, что-то совершенно зубодробительное) и Виталий Тимашков сменяют обличья и характеры, чтобы ещё ярче, выпуклее, пронзительнее сделать эту светлую, казалось бы, историю.

И ведь, на самом деле, воспевая гимн счастливой семье, Рузанна Мовсесян не позволяет себе ни грамма слащавости, как можно было бы ожидать от подобной постановки. Через весь спектакль пунктиром проходит мотив щемящей грусти. Всё преходяще, напоминают нам создатели постановки, потому необходимо ценить и беречь самое дорогое, пока мы не лишились его.

«Лёва» — это мягкий и умный урок, во время которого мы ещё раз размышляем о том, достаточно ли внимания, любви и понимания мы дарим своим близким. И если вы сами росли в иной семье, если ваши раны глубоки, а обида на родителей не проходит даже в зрелом возрасте, быть может, посетив РАМТ, вы сумеете сделать работу над ошибками и подарите своим детям то самое столь недооцененное Львом Николаевичем счастье.

Камерный спектакль длительностью всего 1 час 40 минут без антракта переносит вас в прошлое — в подъезд самой обычной советской многоэтажки, такой, в которых росли многие из нас. И в самом финале этот «пятачок жизни», крошечный подъезд развернётся в огромный город, наглядно показав, что из микрокосмов-семей складываются макрокосмы-общества, что от счастья одного человека зависит всеобщая гармония. Красивое, простое, но невероятно зрелищное решение (художникМария Утробина, художник по светуЕвгений Виноградов).

Такие постановки мягко обволакивают, учат безо всякой назидательности, пролетают в одно мгновение — и остаются с тобой надолго, постоянно возвращаясь инсайтами и эмоциями. На сайте театра обозначено, что рекомендованный возраст постановки — 12+. И, да, подростков, действительно, можно и нужно вести на спектакль. Но в первую очередь он создан для родителей, для тех, у кого подрастают свои Лёвы, смотрящие на этот мир через призму семейных концепций. Как было бы здорово, если и наши Лёвы когда-то вспомнят о своём детстве так, как это делает главный герой премьеры РАМТа…

Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.