Московский театр иллюзии презентовал публике ещё одно прочтение «Книги джунглей» Редьярда Киплинга: в декабре здесь состоялась премьера яркого и фантасмагоричного мюзикла «Маугли». Знакомое и любимое постоянными зрителями сочетание цирка и театра, иллюзий и драматического искусства, волшебства и правдивости на сей раз дополнилось запоминающейся, качающей рок-музыкой (плюс немножко рэпа), а к штатным артистам труппы добавились «резиденты» извне — опытные мюзикловые актёры, прекрасно знакомые поклонникам жанра.
Постановка не зря получила ограничение 12+: спектакль будет одинаково интересен и подросткам, и взрослым зрителям, а вот малышей на неё водить стоит с огромной осторожностью. Создатели нового «Маугли», автор сценария (он же, что интересно, сценограф и ответственный за видеоконтент) Владимир Алексеев и режиссёр-постановщик Михаил Сидоренко, изобрели неожиданный, оригинальный, прекрасный и одновременно пугающий мир со своей философией, религией и космогонией, которые однозначно окажутся не по зубам малолетней публике.
Каа здесь — не просто мудрое пресмыкающееся, но небесный змей, демиург, защитник джунглей и вершитель справедливости. И ткань постановки пронизана сценами, находящимися или на грани реальности, или даже за оной. Удивительно, что подобное «заумствование» не кажется излишним и неуместным: вся эта метафизика уместнейшим образом встраивается в мюзикл-иллюзию (а именно так обозначен жанр спектакля), рождая фейерверк впечатляющих решений, а главное — погружая нас в души героев «сказки для подросших зрителей».
Надо сказать, что чистой иллюзии, в отличие от прочих постановок театра, в сюжет вплетено не так уж много — но возможности и театрального оборудования (здесь, надо признаться, абсолютно волшебный свет), и труппы использованы по полной. Пластику бабочек и змей (Анжела Цихиева, Полина Козлова, Дарья Кутырина), равно как и полёты воздушной гимнастки Елены Скрипец, вы запомните надолго.
Впрочем, удовольствия для глаз в спектакле масса: крайне атмосферны видеопроекции, временами превращающиеся то в «светомузыку», знатно украшающую песни, то в полноценное «действующее лицо» повествования. Красивы и по-настоящему сказочны костюмы Ольги Сид. Впечатляет «зверский» грим. И вся эта феерия — в фантастическом освещении…
Ушам тоже хорошо: музыка Сергея Варламова отлично ложится на слух, хочется подпевать и пританцовывать, а лично я бы с превеликим удовольствием обзавелась студийной записью «Маугли». Песни тут — на любой вкус: и «боевички», и баллады, и рэп от бандерлогов (Андрей Ведякин, Дмитрий Салов, Максим Тараканов и Михаил Ярвелов — безусловные фавориты зала). А про джунгли вы будете мурлыкать себе под нос как минимум несколько дней, это я вам гарантирую.
И всё столь гармонично сочетается, состыковывается друг с другом, что чисто объективно и можно было бы к каким-то деталям спектакля придраться (скажем, обсудить вопросы, связанные с местным Каа… или же разобрать по косточкам некоторые режиссёрские выборы), но вступает в действие субъективизм, эмоции и радость от шоу в целом. Постановка работает, доставляет удовольствие, где надо — веселит, местами (тщательно продуманными, конечно) — печалит… а в итоге — вселяет уверенность в то, что добро, как ни крути, победит. И не все тигры, знаете ли, одинаково… вредны.
Но никаких спойлеров — погружаться в «Маугли» надо лично. И неважно, примите ли вы предлагаемую вам философию или же будете взирать на неё эдак со стороны. Тут главное — понять, что, как и зачем происходит, вертится, крутится и свершается. Прикипите душой вы к самим персонажам — и будет кайф, стопроцентно.
Примечательно, что для Михаила Сидоренко «Маугли» стал режиссёрским дебютом. И это тот случай, когда талантливый человек талантлив во всём. Очень правильный ключик подобран к музыкально-текстовой составляющей, визуальные компоненты не доминируют над смысловыми, а органично сплетаются с ними, артистам есть и где показать себя с наиболее выгодной стороны, и где похулиганить, и где довести зрителей до мурашек…
А ведь Михаил ещё и играет в постановке роль Шер-Хана — и делает это на заглядение… и заслушивание! Крайне пугающий и харизматичный тигр, одержимый жаждой власти над всеми джунглями. (В другом составе в полосатый костюм облачается Максим Заусалин, и у него получается совершенно иной персонаж; так что есть определённый смысл посмотреть «Маугли» дважды.)
Величественная и одновременно трогательная Ракша (Галина Шиманская / Дарья Бурлюкало) — главная над волками, приёмная мать Маугли — ещё одна находка мюзикла. Да, здесь нет Акелы (и не Шер-Хан ли виной отсутствию у стаи вожака, а у Ракши — мужа?), но зато сколько согревающего материнского тепла!..
Прелестны Балу и Багира (Артём Ермак / Михаил Кохов, Надежда Гусакова / Юлия Юрина), хороши все прочие звери (как положительные герои — антилопа, зебра, бегемотиха, попугай, лемур и волки, так и отрицательные — гиены, прихлебатели Шер-Хана), выполняющие тут роль ансамбля. Очень мил и органичен Маугли в детстве — Матвей Барткайтис.
Ну, и, конечно, великолепен Маугли. Состав выбирайте сами, ибо артисты Сергей Веселов и Роман Графов настолько различны и по фактуре, и по вокалу, и по эмоциональному наполнению, что сравнивать их невозможно.
Один совет: если ведёте на спектакль подростков, убедитесь, что они знают сюжет «Книги джуглей» (мы-то, взрослые, понятно, давно приобщены к сочинению Киплинга). Действо длится всего два часа, и ряд сцен или выброшен за ненадобностью (ибо имеется контекст), или же подан в весьма сжатом, «концентрированном» виде. Безусловно, здорово, что объёмное произведение компактно помещено в столь узкие временные рамки — мюзикл длится ровно столько, сколько и должен. Но зритель, упустивший возможность познакомиться с оригиналом, может в какие-то детали происходящего не вникнуть — и, что куда более печально, точно не оценит нововведения от либреттиста и режиссёра.
В любом случае, я искренне рекомендую познакомиться с премьерой Театра иллюзии всем поклонникам мюзикла как жанра (впрочем, вы и без моих советов наверняка уже купили билеты — или планируете это сделать в самое ближайшее время). Родители, и вы отметьте для себя отличный вариант досуга со своими подростками. Да и любой театрал в принципе (особенно тот, который предпочитает яркие, многоцветные, качественные, оригинальные зрелища) оценит «Маугли» по достоинству.
Так что приезжайте в Перово — и погружайтесь в жаркие, опасные, но такие притягательные джунгли! И да хранит вас великий Каа!
Спасибо Театру иллюзии за экскурсию по закулисью, организованную для нас перед спектаклем. Низкий поклон Артёму Ермаку, который отвлёкся от подготовки к показу и максимально подробно, неравнодушно и познавательно раскрыл нам пусть не все, но хотя бы некоторые тайны театрального волшебства.
Оказаться в святая святых всегда необычайно волнующе. И как же интересно вблизи посмотреть на костюмы, которыми скоро будешь любоваться из зала. И, поверьте, на расстоянии вытянутой руки (впрочем, желающие могли и пощупать всё это богатство) сценические одеяния выглядят ничуть не проигрышнее, нежели издалека, а такое не всегда случается в театре, рассчитанном на то, что публика не будет всматриваться в детали и швы.
«Толщинки» Балу, когти Багиры, сапоги-копыта антилопы, каждое пятнышко, каждый штрих грима — мы всё это изучили досконально и оценили, какая большая работа была проведена для того, чтобы «Маугли» был не только интересен, но и красив.
А дабы Театр иллюзии стал для нас совсем родным, Артём провёл свою «группу экскурсантов» по абсолютно закрытым обычно для публики помещениям: мы увидели репетиционный зал, комнату бутафоров, хранилище костюмов и декораций, побывали под сценой и, конечно же, на ней самой — самой главной части любого дома муз, сцене.
И, нет, я никому не расскажу, как творится магия в местных спектаклях! Даже не просите. Но я сама обязательно ещё не единожды приеду в Перово — и теперь у меня будет с театром общий секрет, которым не нужно делиться, чтобы не испортить очарование происходящего.