Театр Моссовета продолжает ставить интереснейшие опыты на сцене «Под крышей». На сей раз режиссёр Татьяна Архипцова обратилась к пьесе Петра Гладилина «Похищение Сабинянинова», погружающей публику в абсурд, сумасбродство и… любовь.
Видимо, чтобы избежать определённых аналогий с фамилией московского градоначальника (который к сюжету не имеет в принципе никакого отношения — хотя бы потому, что пьеса была написана в те времена, когда столичным мэром был ещё Лужков), название постановки сократили до загадочного «Похищения эС» (а главного героя при этом переименовали из Сабинянинова в Савинова — и правильно сделали).
Фабулу спектакля пересказывать, по сути, бесполезно, ибо абсурд в письменном виде лишается своего шарма — равно как и смысла в целом. Если коротко — то за любовь Володеньки Савинова (Алексей Трофимов) борются две женщины: рыбачка Маша (Екатерина Девкина / Глафира Лебедева) и балерина Ангелина Ивановна (Анна Гарнова). Методы при этом у наших дам, мягко говоря, странные и неожиданные. Зато действенные!
И во всей этой катавасии также принимают участие домработница Прасковья Федоровна (Вера Каншина), сосед Павел Аркадьевич (Дмитрий Журавлёв / Александр Попело), бравый Камов (Александр Попело) и юная Анфиса (Евдокия Карева / Ксения Комарова). А больше я вам ни слова не скажу, хоть пытайте! И если вы ещё не успели погрузиться в спойлеры о сюжете «Похищения эС», то так и оставайтесь в неведении до похода в театр. Поверьте: тут тот случай, что чем меньше знаешь заранее, тем ярче будет знакомство с действом.
Единственное, не забывайте: премьера Театра Моссовета абсурдна от и до, потому не ищите в происходящем логику, не пытайтесь понять, почему происходит то или иное событие. Просто примите: всё так, как оно есть. И вот тогда, уже после поклонов, в вашей голове простроятся необходимые смыслы… может быть. А если нет — нестрашно, ибо спектакль настолько симпатичен, что даже ярые нелюбители абсурда (например, я) остаются после него если не в восторге, то в крайне приподнятом состоянии души.
Татьяна Архипцова весьма грамотно подходит к материалу: она сохраняет лёгкий, шутливый, почти воздушный тон повествования, практически не используя при этом приёмов фарса и гротеска (что было бы излишним, ибо на данном поле успешно играют реплики персонажей и всё построение пьесы в целом), но умудряясь оставаться в рамках психологического театра.
И интересно, что режиссёр, вне зависимости от поступков и целеполаганий, позволяет всем персонажам спектакля быть целиком и полностью положительными (хотя минимум половину можно было бы трактовать как эдаких если не злодеев, то сомнительных личностей). Как и весь спектакль, его герои до невозможности симпатичные, за ними хочется наблюдать — и, надо сказать, именно наблюдение, созерцание (а не глубокое погружение или попытка подключения к персонажам) является наиболее правильным способом восприятия «Похищения эС».
Ну, а если подумать: разве не на всё мы порой готовы ради любви? Конечно, вряд ли кто-то из нас пойдёт на то, что вытворяли героини спектакля, дабы заполучить вожделенного Савинова, но определённого рода сумасбродства, полагаю, каждый некогда свершал. Порицать нас за подобное можно, но и не понять нельзя. Как и персонажей премьеры Театра Моссовета.
Атмосферу абсурда не только поддерживает, но и успешно творит художник Александр (Шура) Петров: его сценография, сплавляющая воедино морские просторы и балетный репетиционный зал (ах, какая рыба моей мечты горделиво свешивается с потолка!..), имеет мало отношения к реальности, она фантазийна и колоритна — и при этом не перетягивает на себя внимание зрителей, оставаясь выразительным, но фоном происходящего. Отличный «ансамбль» и с вышеперечисленными элементами постановки, и друг с другом составляют также костюмы Елены Четвертковой, световой дизайн Антона Юдакова и музыка Николая Орловского (хорошо знакомого любителям «Мастерской Петра Фоменко»).
И во всём этом разухабистом сумасшествии как-то невероятно легко и органично существуют артисты Театра Моссовета — ну, как будто бы подобная эстетика им привычна и рутинна. Потому «Похищение эС» смотрится почти «классической» постановкой, успешно примиряя со своей сутью и гурманов, обожающих авангардизм, и «консерваторов», стремящихся в обязательном порядке разыскать смысл в театре.
«Похищение эС» не стремится вывернуть душу или побудить зрителей поймать важнейшие инсайты. Это, скорей, спектакль-передышка, позволяющий ненадолго выпасть из бушующих будней и порелаксировать. Изобретательная, забавная, великолепнейшим образом исполненная «театральная передышка», шаловливый эксперимент, напоминающий, что современные постановки бывают и такими.
…а ещё вы точно узнаете, что такое кингстоны. Театр образовательный!
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.