В Московском академическом театре сатиры большое событие: здесь открылась Детская сцена, которая будет специализироваться на спектаклях для самых маленьких зрителей — проще говоря, для дошколят, от совсем крошек до семи лет.
Откровенно говоря, у этого пространства богатая история: когда-то, в 1996 году, именно здесь родился Театр Джигарханяна, только через несколько лет получивший здание на Ломоносовском проспекте (теперь это «Прогресс Сцена» Театра сатиры). Долгое время на улице Кооперативной была Малая сцена Театра Джигарханяна, а отныне тут, в камерном помещении, расположившемся в двух шагах от метро «Спортивной», уникальная вселенная для малышей, только приобщающихся к искусству.
Я всегда говорю, что ставить спектакли для начинающих зрителей — сложнейшая задача. Ведь эту публику (крайне придирчивую, между прочим — дети ещё не умеют кривить душой и честно сообщают, коли что-то им не по нраву) необходимо не столько развеселить, сколько научить их смотреть спектакли, воспитать в них театралов. И Театр сатиры смело берёт на себя сию нетривиальную миссию.
Итак, самый конец календарного года, 23 декабря, празднично украшенное помещение Детской сцены — и Александр Анатольевич Ширвиндт, торжественно перерезающий красную ленточку. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: „Что такое хорошо и что такое плохо?“ И дальше 18 ответов. С каждого ответа можно делать спектакль», — убеждён Президент театра, ещё раз подтверждая мысль о важнейшей воспитательной цели «малышковых» постановок.
Прекрасно, что церемония открытия Детской сцены получилась не только торжественной, но и крайне праздничной: представителей «целевой аудитории» радовали Дед Мороз и Снегурочка (постоянные зрители театра узнали за масками новогодних персонажей давно знакомых артистов), а взрослые гости, вкусив мандарин под бокал шампанского, познакомились с планами театра, озвученными художественным руководителем Сергеем Ишхановичем Газаровым.
Значит так: каждый сезон на Детской сцене будет появляться 3-4 премьеры. Сейчас тут прописаны три постановки: «Вождь краснокожих «, «Восточная сказка» и тот самый спектакль, который, так сказать, презентовал данное пространство для широкой публики. Знакомьтесь: «Щелкунчик и Мышиный король».
Кто из нас не знает сказку Гофмана о заколдованной кукле, щёлкающей орехи? Но Театр сатиры и постановщик (он же — автор инсценировки) Михаил Плутахин создали своего, нового «Щелкунчика», адаптированного для малышей. И я ни в коем случае не говорю о примитивизации — спектакль учитывает психологические особенности детей, оставаясь и увлекательным на всём своём протяжении (а постановка длится ровно час), и понятным даже для самых крохотных зрителей, и повествующим (абсолютно не докучливо!) о таких важнейших ценностях, как дружба и взаимопомощь.
Эта история — ни в коем случае не из числа тех, которые рассчитаны и на детишек, и на их родителей. Нет, и взрослым смотреть «Щелкунчика» довольно интересно (и, буду честна, встречаются «фишечки», понятные только возрастной публике, но их — считанное количество). А всё же режиссёр метит исключительно в зрителей 0+ — и это очень правильно.
Яркая, радостная постановка (между прочим, в афише обозначенная как «музыкальная интерактивная сказка») сочетает в себе сразу несколько жанров: здесь есть и театр теней, и кукольный театр, и фокусы, и взаимодействие с публикой. Прозвучат и песни — их много, и они весьма симпатичные (композитор — Алексей Скипин, автор стихов и текстов песен — София Третьякова).
Мне, кстати, сейчас очень просто: я могу опираться не на свои ощущения, а на эмоции моего четырёхлетки, который проникся увиденным настолько, что уже успел замучить меня просьбами поехать в театр снова. И это ли не лучшее доказательство того, что «Щелкунчик» удался?
Важный момент: малыши могут испугаться семиглавого Мышиного короля (мой мне так и сказал — мол, боюсь его). Потому лучше заранее предупредите детей, что появится такое чудо, и опасаться его не стоит — ведь все вместе мы его точно победим (а так и случится — и это ещё один интерактивный момент постановки, нереально порадовавший малолетнюю публику). Впрочем, мой ребёнок был в итоге вдвойне горд от того, что смело вступил в бой с эдаким страшилищем — к слову, абсолютно бескровный, но действенный.
Шестеро артистов, оправданный минимализм, красота, волшебство, танцы и песни, наряженная ёлка в финале — и совершенно счастливые дети. А что ещё нужно от хорошего спектакля для малышей?
И, конечно же, «Щелкунчик и Мышиный король» — идеальный выбор для театральных зимних праздников. А «Сатира» как раз начала сказочный марафон, который пройдёт с 24 декабря по 8 января. В его рамках на Основной сцене будут показывать спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», на «Прогресс Сцене» — «Двенадцать месяцев» и «Остров сокровищ», а на Детской сцене — нашего доброго знакомого, «Щелкунчика». Так что вот вам отличная идея, как сделать новогодье ещё более фееричным.
Я от всей души поздравляю Театр сатиры с открытием нового, такого необходимого пространства. А ещё — с появлением замечательной постановки, уже проверенной на самых требовательных зрителях — детях.
Давайте делиться друг с другом чудесным теплом, как нас учила фея Драже, и помнить, что вместе мы способны на всё!