С 8 по 12 декабря 2022 года в Москве снова пройдёт Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров под руководством Кирилла Игоревича Крока (директора Театра им. Евг. Вахтангова). Миссия ВФТМ — «воспитать новое поколение театральных менеджеров, готовых к структурному изменению отрасли».
«5 дней, 61 субъект РФ, 300 театров, 535 театральных менеджеров офлайн, 17000 театральных менеджеров онлайн» — гордо значится на сайте фестиваля. Этот уникальный цикл мероприятий позволит не только признанным столичным, но и региональным, а также частным театрам открыть для себя тайны современного менеджмента и выйти на совершенно новый уровень.
В преддверии фестиваля ВФТМ и Музей-театр «Булгаковский дом» организовали пресс-тур «СуперМенеджеры. Московские истории Российского театра и театрального менеджмента», позволивший представителям СМИ и прочим неравнодушным не только заглянуть в недалёкое будущее, но и погрузиться в прошлое, дабы вспомнить, каким был театральный менеджмент (пусть он тогда так и не назывался) сто лет назад.
Если я что-то люблю так же сильно, как театр, то это экскурсии. А коли две мои слабости сливаются воедино, я счастлива донельзя. Автобусная экскурсия, стартовавшая в «Булгаковском доме» и завершившаяся в Театре Вахтангова, стала лучшим подарком в ненастную ноябрьскую погоду. А как давно я мечтала прокатиться на чудесном малиновом «трамвае» (так-то он автобус, но, как истинный артист, исполняет роль транспортного средства, лишившего головы беднягу Берлиоза), трудящемся на благо Музея-театра!..
И сразу скажу: да, именно эта образовательная поездка была единственной в своём роде и более не повторится. Но! И «Булгаковский дом», и Театр Вахтангова предлагают обширную экскурсионную программу на любой вкус и интерес, а потому я сейчас не буду подробно рассказывать, что именно мы услышали в каждой из локаций, дабы не испортить впечатление вам, буде вы однажды решитесь лично проследовать за гидом.
Просто вспомню с какой любовью эмоциональный и артистичный экскурсовод Алексей Беклемышев (между прочим, писатель и актёр) знакомил нас с некоторыми тайнами «Булгаковского дома», говорил о самом Михаиле Афанасьевиче и о его взаимоотношениях с «театральными менеджерами» начала 20 века, а затем, уже в автобусе, окунался в историю Театра им. Моссовета и «Современника», Театра сатиры, Театра Корша, МХАТа, Театра им. Пушкина и иных храмов Мельпомены, не только напоминая, что без правильного «менеджмента» они бы канули в Лету, как и множество их собратьев, но и радуя всех присутствующих бесчисленными и крайне занимательными фактами и байками. Поездка по «театральным кулуарам Москвы» получилась весьма насыщенной и полезной, я вам скажу!
В финальной же точке путешествия, Театре им. Евг. Вахтангова, нас встретила Дария Хаустова, редактор пресс-службы, которая рассказала о том, как строилось и видоизменялось здание театра, как появлялись новые сценические площадки (сейчас их целых шесть), что сохранилось от изначального здания, разрушенного бомбой в 1941 году, и какой вклад в превращение театра в ту неизмеримую величину, которой он, бесспорно, является сейчас, внесли Евгений Багратионович Вахтангов и его последователи.
Изначально предполагалось, что беседу с экскурсантами проведёт лично Кирилл Игоревич Крок — директор театра, один из лучших современных театральных менеджеров (сей факт вряд ли кто-то захочет оспорить), а также, как я уже сказала, руководитель ВФТМ. Но Кроку пришлось в срочном порядке отправиться во Владикавказ и решать вопросы реставрации и восстановления интерьеров дома, в котором родился Вахтангов. Это здание было выкуплено театром и переведено в федеральную собственность. Планируется, что оно будет открыто для посетителей и в нём оборудуют небольшую сцену.
Сложно сетовать на столь весомую причину отсутствия Крока (которая, к тому же, идеально соответствует теме экскурсии, ведь в её основе всё тот же менеджмент). Тем более, что Дария тепло и душевно встретила гостей, оказалась великолепной рассказчицей, отлично знающей свой театр и любящей его, и мы точно не пожалели, что нам достался именно такой гид.
Закольцевалось наше путешествие мыслью о том, что редко когда музей и театр существуют вместе. С «Булгаковским домом» мы уже познакомились, а под занавес экскурсии изучили экспозиции Театра Вахтангова — как постоянные, так и временную (сейчас она посвящена Владимиру Этушу).
Сквозной темой пресс-тура стала и личность Михаила Афанасьевича Булгакова. Дария продемонстрировала книгу «Пьеса принята единогласно. Михаил Булгаков и Театр имени Вахтангова», которую можно не только приобрести в печатном виде, но и совершенно бесплатно скачать с сайта театра. Дело в том, что существует традиция: через год после выпуска книги издательством Театра Вахтангова её электронная версия появляется в открытом доступе, и все желающие имеют возможность погрузиться в вахтанговскую историю и поближе познакомиться с корифеями театра.
Хочется выразить сердечную благодарность Алексею Беклемышеву и Дарии Хаустовой за неравнодушие и влюблённость в своё дело. Отдельное спасибо Наталье Скляровой, исполнительному директору «Булгаковского дома», сопровождавшей нас на протяжении всей экскурсии и всегда готовой ответить на любые вопросы, и, конечно же, шикарному коту Бегемоту, проживающему в Музее-театре и являющемуся, пожалуй, главным его экспонатом и артистом (ну, сам чёрный пушистый красавец в этом не сомневается ни разу, по лицу видно).
Резюме же пресс-тура следующее: без грамотного, профессионального менеджмента театр вряд ли добьётся каких-то заметных успехов (и уж точно он не продержится на коне сколь-нибудь долго). А значит, Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров стопроцентно окажется полезным всем тем, кто жаждет достичь вершины и не сверзиться с неё головокружительнейшим образом в самый неожиданный момент. Хочется верить, что для 300 театров — участников ВФТМ 2022 — пять декабрьских дней не пройдут даром, и однажды на экскурсии, подобной нашей, прозвучат имена и их СуперМенеджеров.