В Театре на Трубной ещё одна премьера — вроде бы, и с лёгким комедийным нутром, как принято в этом доме муз (ибо здесь львиная доля свежих постановок — лучезарные комедии, позволяющие почтеннейшей публике расслабиться и отдохнуть душой и телом), но с печальным и определённо философским финалом. Знакомьтесь: «Свадьба Кречинского», написанная Александром Сухово-Кобылиным в 1852-1854 годах не где-нибудь, а в тюрьме (именно там обвинённый в убийстве гражданской жены 33-летний Сухово-Кобылин от скуки сделал первые шаги как литератор — и его авторский дебют, пьеса «Свадьба Кречинского», сразу стала хитом).
В последнее время всё больше режиссёров вспоминают сюжет об игроке и шулере Кречинском, задумавшем окрутить наивную Лидочку, дабы прибрать к рукам её капиталы. Вот и Дмитрий Астрахан примкнул к их числу, создав очень симпатичный по сути, красивый внешне (одни только люстры-трансформеры чего стоят!), забавный спектакль. Не стоит искать в нём особенных глубин — вплоть до финальной сцены вы будете плыть по волнам лёгкой комедии, а концовку (которой, как известно, Сухово-Кобылин подрывал устои, ибо в его пьесе положительные герои не побеждали, восторжествовав над антагонистами, а оставались, по сути, у разбитого корыта, лишившись кто репутации, а кто — надежды на богатство, то бишь, финал в «Свадьбе Кречинского», несмотря на заявленный, вроде бы, жанр отнюдь не радужный) Дмитрий Астрахан, как будто, не рискнул выкрутить на должный градус трагичности, дабы не портить настрой пришедшей порелаксировать публике, привыкшей, что на Трубной обычно развлекают, а не огорчают.
И, да, вполне можно представить, что Кречинский (Родион Вьюшкин / Андрей Карако) и его прихвостень Расплюев (Александр Овчинников / Денис Кутузов) по завершении истории, рассказанной Астраханом, получат по заслугам, но главное — что у помещика Муромского (Вадим Андреев / Александр Мохов), дочери его Лидочки (Татьяна Горбунова) и тётушки её Анны Антоновны (Елена Анисимова / Юлия Сулес) всё ещё сложится ну очень хорошо, честный и добросердечный Нелькин (Александр Асланян) забудет былое и сделает девушке предложение, а пьесы «Дело», в которой Сухово-Кобылин описал «реальные» (по мнению автора) события, происходившие после того, что имело место в «Свадьбе Кречинского» (ну да, драматург, получается, создал театральный сериал аж из трёх частей — финальным аккордом стала «Смерть Тарелкина»), в реальности постановки Театра на Трубной не существует.
И в финале ты определённо сочувствуешь Лидочке — но без разрыва сердца, без ощущения непоправимой катастрофы (надо заметить, этому способствует и тот факт, что мы сегодняшние не отдаём себе отчёта, как низко и необратимо пала героиня пьесы в глазах своих современников). Семья Муромского не перечёркивается на твоих глазах жирным крестом, а «просто» оказывается пусть и в печальном, но отнюдь не критическом положении. Если для кого-то такая трактовка текста Сухово-Кобылина недопустима, то другие только порадуются: не все хотят от театра выкручивания души, некоторые жаждут хоть немного отдохнуть от серых будней и выбирают в качестве лекарства поход на спектакль. Вот для них «Свадьба Кречинского» в Театре на Трубной идеально подойдёт.
Замечу, что сцену режиссёр и художник-постановщик Анастасия Глебова разместили нетривиально: посредине зрительного зала (как, скажем, в прошлогодней премьере — спектакле «Безумные влюблённые»). Кресла для публики находятся по обе стороны от сцены-подиума, и билет можно смело покупать в любую половину зала — разницы вы не ощутите.
Надо сказать, что те же «Безумные влюблённые» мне показались чуть лучше выстроенными в плане мизансцен, нежели «Свадьба Кречинского»: здесь больше моментов, сыгранных чётко в профиль, несколько больше эпизодов, удобных для лицезрения только одной половине публики (зато они распределены примерно поровну — как я уже сказала, приоритетной части зала не существует), чаще приходится вовсю крутить головой, ибо персонажи расставлены по разные концы сцены… Зато сохраняется эффект приобщённости к происходящему перед тобой (в «Безумных влюблённых» он тоже был выражен поярче — за счёт действия «на улице»; «Свадьба Кречинского» практически «не покидает жилых помещений», и ты всё равно остаёшься по большей части наблюдателем, а не ощущаешь себя одним из прохожих, дефилирующих вместе с персонажами спектакля по мостовой).
Тем не менее, использование сцены-подиума — давняя традиция Театра на Трубной (сохранившаяся ещё с тех времён, когда он был «Школой современной пьесы»). И артисты без всяких проблем существуют в столь сложном пространстве, не позволяющем ни спрятаться на секундочку, чтобы выдохнуть, ни чуть-чуть расслабиться и обделить вниманием хоть одного зрителя в зале.
Исключительной похвалы заслуживают костюмы Андрея Климова, свет Евгения Виноградова, музыка Сергея Долгушина (исполняемая ансамблем музыкантов, разместившихся у сцены, а частично работающих прямо на сцене). В общем, эстетическая сторона действа, традиционно, безукоризненна. Прекрасны артисты — ну, труппа Театра на Трубной мощна, этого не отнять.
Подход же режиссёра — это или стопроцентно «ваше», или будет мило и красиво (что гарантирую), но душа начнёт требовать чего-то более глубокого и эмоционально насыщенного. Зато на «Свадьбу Кречинского» можно безо всяких опасений вести пожилых родственников, коллег (включая начальство) и даже подростков (ограничение на сайте — 16+, но зрелую молодёжь 14-15 лет я бы тоже смело на Трубную привела, ничего скабрёзного в спектакле нет), коим вы желаете показать, какова была отечественная комедия в середине 19 века.
А я резюмирую: спектакль — хороший. Главное, откровений от него не ждите, просто расслабьтесь и получайте удовольствие. И оно вас настигнет.