Тёплый вечер. 28 июня. Сердце Арбата. И множество людей, собравшихся у Театра им. Евг. Вахтангова перед небольшой сценой, сооружённой специально для этого праздничного мероприятия, проводящегося уже в 13-й раз.
«Вахтанговцы» закрывали свой 101-й сезон! Ковидные ограничения ушли в прошлое, потому традиции вернулись: привычный и любимый поклонниками концерт состоялся перед фасадом театра, а не на экране монитора в онлайн-формате. Говорят, здесь присутствовало более 2000 человек (а по факту, конечно, больше — если посчитать и тех, кто, проходя мимо, задержался у сцены на какое-то время и отправился дальше по своим делам).
Хулиганство и высокое искусство, песни и танцы, народные артисты, молодёжь из ансамбля «Домисолька» и, конечно же, «самый артистичный директор» Кирилл Крок — всё смешалось на Арбате.
«Заведение жёсткого тайминга» — вот как можно было смело назвать Театр Вахтангова в этот вечер. На Основной сцене идёт «Война и мир», на Новой — «Гроза». И с завидной регулярностью на Арбате появляются артисты, занятые в данных постановках, чтобы подарить несколько прекрасных минут зрителям концерта и снова погрузиться в миры Толстого и Островского.
Открыли мероприятие лично Лев Толстой и харизматичный граф Ростов — то бишь, народные артисты России Евгений Карельских и Сергей Маковецкий. Компанию этим благородным мужам составил директор театра Кирилл Крок, передавший бразды правления ведущим концерта — блистательной принцессе Турандот (народной артистке России Марине Есипенко) и очаровательной четвёрке цанни из спектакля «С художника спросится» (в их образах предстали Эльдар Трамов, Алексей Петров, Евгения Ивашова и Елизавета Палкина).
Кстати, Трамов вместе с Асей Князевой был ещё и режиссёром всего действа, а также, сбросив маску цанни, он исполнил песню «Смуглянка», посвятив её памяти Владимира Этуша, Василия Ланового и Нины Нехлопоченко, и в дуэте с Анной Антоновой подарил публике кусочек «Танго между строк».
А я (тоже эдак между строк) замечу: поразительно, сколько в драматическом Театре Вахтангова поющих (и поющих великолепно и профессионально) артистов! Отдельно хотелось бы выразить свою признательность техническим службам и лично звукорежиссёру концерта: добиться подобного качества звучания на открытом воздухе способны исключительно большие мастера своего дела.
Но снова вспомним о тех, кто вписался в тайминг и совместил спектакль с концертом (и это поистине впечатляло).
Юлия Рутберг повелела Анне Павловне Шерер исполнить шансон из репертуара Эдит Пиаф, совместив эпохи и снеся границы. Яна Соболевская в образе Элен Безуховой спела романс «Нет, не любил он». Евгений Князев (он же князь Болконский) не пел, но сразил Арбат наповал строками Пушкина.
А мой любимый номер принадлежит Николаю и Соне Ростовым (то бишь, Юрию Цокурову и Марии Волковой) вдарившим «Bella Ciao» под аккомпанемент «Домисольки». Честное слово, это надо было видеть и слышать!..
Наконец, гость с Новой сцены — Савел Прокофьевич Дикой (в миру — Игорь Карташёв) — напомнил о предназначении актёра, исполнив бессмертное Мироновское «Я выхожу на сцену».
А ещё были Михаил Васьков с Катей Гонтаренко (первая исполнительница роли маленькой Люси Гурченко), феерично спевшие номер из спектакля «Люся. Признание в любви». Вокализировали цанни (Евгения Ивашова и Алексей Петров), звучали романсы, умиляла публику новенькая стажёрская группа театра, про то, что «есть только миг между прошлым и будущим» напомнил всем присутствующим Александр Олешко, а залакировали происходящее гости — Олег Митяев и Елена Чарквиани.
Под занавес мероприятия Наташа Ростова (Ксения Трейстер) попала на свой первый бал и закружилась в объятиях Андрея Болконского (Василия Цыганцова).
Насыщенный, невероятно красивый вечер, завершившийся голосом Римаса Туминаса, признавшегося: «Так знайте же, чудесные артисты, что я вас всех люблю!»
А потом была общая песня про Театр Вахтангова — и огромная массовая радость от ещё одной закончившейся вехи, финал которой обещает массу нового и неизведанного. И пусть была нарушена традиция, согласно которой артисты, участвующие в завершающем сезон спектакле, появляются на сцене в конце концерта (тут всё логично: мероприятие на Арбате началось в 8 вечера и длилось два часа, а «Война и мир», стартовав в 19:00, финишировала почти в полночь). Но уникальная встреча поклонников и театра состоялась — и была незабываемой.
Всяческие театры ставят точку в сезоне по-разному. Но Театр Вахтангова делает это абсолютно эксклюзивно. Тут праздник для всех — невероятно чувственный, искренний и неповторимый. И на него приглашён каждый, кто найдёт в себе желание доехать до Арбата.
И фейерверк, окрасивший улицу в невероятные цвета, поселил в душе уверенность: как бы то ни было, но искусство побеждает всё. А это для нас, театралов, главное!
102-й сезон Театра Вахтангова стартует уже шестого сентября (сейчас идёт ремонт, следить за которым могут все подписчики соцсетей Кирилла Крока). И пусть реальность такова, что совершенно неизвестно, что всех нас ждёт завтра, хочется верить: по праву считающийся одним из ведущих среди столичных театр (хотя поклонники и знатоки назовут его не «одним из», а единственным и неповторимым — и поди с ними поспорь) выстоит и подарит зрителям шедевральные постановки, продолжившие ряд хитов прошлых лет.
Пусть так и будет. Театр Вахтангова — это место, культивирующее высокое искусство. А оно, как мы знаем, всегда одерживает верх. И куда мы сегодня без него?.. Правда же?