Мало спектаклей оставляли меня в столь сильном разброде чувств и мыслей, как «Турандот» нежно любимого мной театра «Школа драматического искусства». Потому я позволила эмоциям и впечатлениям вылежаться, мнению — сформулироваться, наносному — отсеяться, и только после этого взялась за статью.
Значит, смотрите: режиссёром спектакля стал Глеб Черепанов. И предстал на суд зрителя типичный Черепанов (чтоб вы поняли, типичного Черепанова я люблю, несмотря ни на что): действо крайне изобретательно, красиво (художник-постановщик — Елена Ярочкина, художник по свету — Михаил Глейкин), забавно, зрителей ожидает масса неожиданных постановочных поворотов, вовсю используются видеопроекции (за видео отвечал Александр Шапошников), на сцене много танцуют и поют (хореограф — Александр Шеверов, музыкальный руководитель, композитор — Кирилл Тепляков) — впрочем, это вообще сильная сторона ШДИ… А я пытаюсь понять, почему же всё столь легковесно, ведь копни в ряде мест чуть глубже, перестань забавляться на минутку — и будет точнее. А на сей раз ещё и новые вопросы к режиссуре появились — и ответов на них, как я понимаю, спектакль не дал до сих пор (в смысле, как всё было нам продемонстрировано на премьере, так теперь и существует).
И всё же: я могу критиковать «Турандот» долго, упорно и обоснованно, я могу сокрушаться непродуманности ряда моментов — и, тем не менее, считаю постановку премилой, крайне симпатичной, вызывающей радость зрителей и рекомендованной для просмотра каждому. Почему так? Загадка Глеба Черепанова, не иначе…
Можно долго удивляться выбору исполнительницы главной роли. Согласитесь, кандидатура заслуженной артистки РФ Людмилы Дребневой вряд ли придёт в голову в числе первых. Но Черепанов считает, что Турандот — это не столько конкретный персонаж, сколько «легенда, некий миф», «вечная женщина, которая воплощает в себе всё», а потому важно мастерство актрисы, которой доверена сия героиня, а остальное — второстепенно и незначительно.
И действительно: ты видишь перед собой истинную Турандот, стопроцентную, эталонную. Глеб Черепанов, следуя своим традициям, не единожды за время спектакля рушит четвёртую стену, в том числе и дозволяя Людмиле Дребневой выходить из роли и царствовать на сцене, радуя почтеннейшую публику интереснейшими монологами. И признаюсь, тот момент, когда актриса рассуждала о несоответствии своего возраста и роли, был очень забавен. Только вот я (как, полагаю, и практически весь зал) к тому моменту напрочь об истинных паспортных данных Дребневой позабыла, настолько органична была артистка, и пришлось потрудиться, чтобы «выпрыгнуть» из вселенной спектакля в реальность.
В общем, шикарная Турандот в окружении целого созвездия прекраснейших персонажей. Фееричны Альтоум, император Китайский, отец Турандот (Кирилл Фёдоров), Калаф, принц Астраханский (Евгений Поляков), Тимур, царь Астраханский, отец Калафа (тоже Кирилл Фёдоров), Адельма, принцесса Татарская, любимая невольница Турандот (Анна Кузминская), Зелима, другая невольница Турандот (Анна Пик), Панталоне, секретарь Альтоума (Фёдор Леонов), Труффальдино, начальник евнухов (Иван Петросян), Тарталья, канцлер (Николай Гонтар)… Искренне верю, что как всегда великолепен и Андрей Харенко (Барах, бывший воспитатель Калафа; я просто в премьерные дни видела в этой роли иного артиста). И обидно за Кирилла Теплякова (Бригелла, начальник пажей) — совершенно непонятно, какую цель преследовал режиссёр, почти на весь спектакль скрыв лицо артиста за маской.
Вся эта команда воплощает в жизнь то, что я уже назвала выше «типичным Черепановым»: яркий, хулиганский, невероятно музыкальный, искрящийся юмором спектакль из числа тех, что совершенно необходимы публике в наши сложные времена.
Плохо только, что, заигравшись в форму, постановщик в очередной раз (да-да, такое я за ним уже наблюдала) забывает о смыслах. Вдумчивый зритель устанет спрашивать сам себя, какова суть того или иного режиссёрского решения, что нам пытались донести через какую-нибудь сцену или монолог.
А те самые видеовставки, на которые «нанизана» «побочная сюжетная линия», эдакий слом четвёртой стены, история взаимоотношения режиссёра и артистки? Задумка богатейшая! И ты следишь за происходящим на экране и ждёшь, во что этот «триллер» выльется, какова будет его финальная точка, как она сплетётся с концовкой сказки про Турандот? И вдруг понимаешь, что… никак. «Фильм» растворяется где-то в итоговой части постановки без конкретного финиша, и что это было, осознать нереально.
И, да, все эти недостатки я явно видела. Я совершенно объективно могла разложить по полочкам, что в «Турандот» не так. И вместе с тем — сидела и получала совершенно нереальное удовольствие, махнув рукой на шероховатости и постановочные огрехи.
«Турандот» — из тех спектаклей, с которыми я могу совершенно искренне посоветовать познакомиться. Более того — вот я сейчас, по прошествии весомого времени с похода на премьеру, села за статью — и прямо загорелась новой встречей с постановкой. А такое в последнее время редкость!
И, да, спектакль настолько лёгкий, что временами эта лёгкость уже оказывается на грани моветона. Но кто сказал, что каждое действо должно нести в себе что-то кроме попытки развеселить почтеннейшую публику — и сделать это талантливо, качественно, профессионально и круто? «Турандот» — это спектакль-праздник, а кто ж не любит праздники?








