Подарили дураку море…
Театр «Чё» существует уже с 2018 года, а я вот приобщилась к нему только что — на премьере спектакля «Утиная охота».
Знакомство с подобными театральными организмами, рождёнными командами друзей-единомышленников и обживающими самые разнообразные камерные пространства, — это совершенно особенное удовольствие. Во-первых, вам стопроцентно гарантирован абсолютно новый экспириенс. Люди, которым нечего сказать, у которых не имеется оригинальной точки зрения и определённой жизненной позиции, не организуют собственные театры, правда же?
А во-вторых (и это логично истекает из предыдущего абзаца), постановки таких коллективов ни в коем случае не оставят вас равнодушными. Варианта возможно два: или громкий провал (риск молодых да ранних, переоценивших свои силы и инновационность взглядов), или не менее оглушительный успех. Так что вы или будете усердно сокрушаться (а лично мне отрицательный театральный опыт тоже необходим, дабы взор не замыливался и чувства оставались остры), или расплывётесь в довольную восторженную лужицу после спектакля, но «с холодным носом» домой точно не уедете.
Я искренне надеялась на последний, «удачный» вариант: всё же, если «Чё» радует зрителей уже пять лет и остаётся на плаву (что в столице непросто), значит, его голос достаточно громок. И сразу сниму завесу тайны: я не ошиблась. Местная «Утиная охота» прекрасна!
Ещё одно признание: не люблю я пьесу Вампилова. Да, знаю, что «Утиная охота» признана вершиной творчества писателя, но для меня это наискучнейшая история, построенная на ненужной «говорильне» и лишённая чётких смыслов и моральной точки. Постановщики, понятно, выискивают в тексте свежие крупицы идей, презентуя публике всё новые и новые прочтения пьесы, временами обеляя Витю Зилова и, соответственно, старательно очерняя его окружение (отнюдь не новый и довольно очевидный, между прочим, способ трактовки «Утиной охоты», который я совершенно не приемлю), изобретая внезапные ракурсы и углы обзора, а результат всё одно тот же: непонятно, зачем в принципе нужно было в очередной раз подступаться именно к «Утиной охоте». (Предполагая, что содержание пьесы более или менее широко известно, пересказывать его не буду, тем более, что всегда можно попросить помощи у Википедии.)
Режиссёр Евгений Балтин смело взялся за столь заезженный материал, совместив лаконичность, даже аскетичность формы с практически дословным прочтением Вампилова, без каких-либо его трансформаций. И впервые в жизни я смотрела «Утиную охоту», будучи не в силах оторваться от происходящего и получая максимальное эмоциональное насыщение.
Нет, первые две сцены дались с трудом — но они и являлись экспозицией, погружающей публику в брежневскую эпоху застоя (получается, царившего не только в стране в целом, но и в головах простых советских людей), как её предлагает понимать коллектив театра «Чё». Слишком медленно, слишком статично, слишком… непонятно.
Зыбкое, колеблющееся, невнятное похмельное утро Зилова как оно есть. И постепенно, по чуть-чуть картинка проясняется, становится более динамичной, живой, настоящей… Лишь для того, чтобы, совершив круг, действие вернулось в исходную точку и окончательно прихлопнуло зрителей полнейшей безысходностью — а потом растворило в светлом умиротворении.
Балтин не пытается удивить — он стремится максимально точно, без искажений передать мысли драматурга (по крайней мере, как режиссёр их понимает). Психологическая достоверность (всё, как я люблю), актёры, работающие на тончайших нюансах, фокус на диалоги, формирующий при этом полновесное действие… И полностью условные, намеченные пунктиром время и пространство.
Из материального тут — лишь то, что связано с единственной страстью главного героя, утиной охотой. На новоселье Зилову дарят уточек-подсадок и самый настоящий кнехт, роль погребального венка здесь играет спасательный круг, а в качестве телефона используется рупор, в который было бы так удобно орать соратникам по охоте из соседней лодки… Всё остальное — неважно и почти не нужно.
Евгений Балтин и художник Саша Дёма умело использовали пространство культурного центра «Хитровка» (а именно там и идёт спектакль; потому, если вы не знаете или позабыли, куда топать от метро, внимательно прочитайте пояснение на сайте КЦ, ибо навигатор в этих краях не работает от слова вообще), превратив камерный зал с низкими сводчатыми потолками и старинными кирпичными стенами, по сути, в одно из действующих лиц. Пустота, темнота и разруха — они в душе персонажей, они же и окружают их.
Огромная роль отведена световому дизайну — даже несмотря на то, что «Хитровка» не может похвастаться богатством технического оснащения (впрочем, оное бы и не поместилось в крохотный арт-зал). Интересны, уместны и точны видеопроекции Михаила Купрыгина — зачастую заменяющие «физические» декорации. В общем, перед нами большая постановка (по сути, не по масштабам, конечно), созданная малыми средствами, ибо продумана до последней мелочи.
Бесценно, когда постановщик действительно знает, что и зачем он делает, а потому без проблем приводит публику к правильным выводам. Замечу: правильным именно для конкретного человека, ибо Балтин определённо оставляет место и для полёта зрительской фантазии, и для тех допущений, которые возникнут на основе моральных принципов и жизненного опыта.
Режиссёр и его артисты не щадят персонажей, не пытаются всецело оправдать их, но и не очерняют почём зря: все здесь — вполне обычные люди, такие же, как и мы с вами, со своими слабостями и сильными сторонами. Кто-то — более гадок и жалок, кто-то заслуживает снисхождения и понимания… А некоторые даже имеют вполне приятный, человеческий лик.
Театр «Чё» — это команда шикарных актёров, работающих на разрыв и творящих бесспорную правду в умозрительных обстоятельствах (и пусть я из всей компании людей, блиставших на сцене, прежде знала ровно двоих, но от всей души порекомендовать знакомство могу абсолютно со всеми).
Галина (Алина Туравинина), возможно, не обладает той хрупкостью в облике, на которой настаивает автор — и виной сему, в первую очередь, несколько мешковатый костюм, «рифмующийся» с одеянием мужа. Галине в версии Балтина хрупкость, хоть внешняя, хоть моральная, и не нужна — только сильный человек может сосуществовать с таковым супругом, как Зилов (иной бы уже давно был «сожран»). И только очень сильная, мощная личность может в итоге взять — и уйти в свою жизнь (а почему я так считаю, поведаю чуть ниже). Галина держится за умирающую любовь не из-за глупости или наивности — она стремится сохранить себя самоё, свой покой, спасти непутёвого мужа, который, определённо, не выживет в гордом одиночестве… Но в конце концов выбирает спасение себя — и Алина Туравинина стопроцентно достоверна в столь простой, на первый взгляд, но многомерной, по сути, роли.
Саяпин (Эрик Галлямов), одноклассник, сослуживец и друг Зилова, персонаж почти комический. Саяпин — человек жалкий, ведомый, бесхребетный, но за свои интересы он стоит горой. Эдакий эгоцентричный червячок. Великолепный герой! Кузаков (Алексей Нечепуренко) — ещё один приятель Зилова. Вампилов этому персонажу выделил не слишком много сценического времени и авторского внимания, и именно от режиссёра (ну, и от актёрской самоотдачи, конечно) зависит, насколько интересен зрителям будет Кузаков. Нечепуренко особенно громко «выстреливает» в финале — а ещё он один из главных вокалистов спектакля. Интересное прочтение героя, ещё одна удача постановки.
Официант Дима (Алдар Когаев) — существо, знающее себе цену, весьма элегантное и самолюбивое (потому его особенно больно ранит титул «лакея»). Тут надо понимать, что официант в наши дни и официант тогда, в СССР, это две разные вещи (в спектакле, между прочим, отсутствует весьма говорящая реплика Саяпина: «Смотри, какой стал. А в школе робкий был парнишка. Кто бы мог подумать, что из него получится официант»). Тогда Дима был человеком, допущенным к дефициту и напрямую общающимся с сильными мира сего. И его, такого утончённого, любовь к утиной охоте (а именно с Димой Зилов отправлялся на оную) поднимает значимость данного хобби в спектакле Балтина на особую высоту. Роль Димы — небольшая, но ключевая. От Когаева во многом зависит весомость финала, и он делает его феерическим.
Невероятно хорош Кушак (Георгий Николаев) — начальник Зилова. Зрители испытывают по отношению к нему целый спектр эмоций — от отвращения до обожания. Типовой не слишком умный босс-самодур — но настолько достоверен Николаев, что временами хочется Кушака пожалеть и обнять.
Валерия, жена Саяпина (Ирина Щенина) — дама во всех смыслах весомая, красивая, властная, громкая, энергичная и юморная. Нежно люблю таких персонажей — появляющихся редко, но метко. Одна из моих любимиц. А ещё поёт изрядно! Вера, экс-любовница Зилова и нынешняя пассия Кузакова (Ксения Бевзова) впечатляет своими весёлостью, прямотой и эдакой саркастичностью. Никаких развязности и пошлости, коими Веру любят наделять иные режиссёры. Вера не гуляет напропалую — она просто любит и ищет своё счастье.
Студентка Ирина, «актуальная» любовница Зилова (Евгения Гуранова) — отнюдь не малолетняя дурочка, бросившаяся на шею первому попавшемуся. Она на самом деле влюбляется в Витю, и это чувство её саму пугает. Уйти от Зилова непросто (и я уже сейчас расскажу, почему), но Ирина — стойкая и цельная личность, и она находит в себе силы на правильный поступок.
И, наконец, он. Витя Зилов (Александр Туравинин). Как же я рада, что Балтин со товарищи не попытались искать в Зилове свет и положительные черты. Этот персонаж отвратителен от и до — как и должно, я считаю. В центре Витиного мира — он сам… ну, и его утиная охота. А женщины… Ну, а что? Зилову захотелось — он, искренне веря в собственную любовь, бросился в новые объятия. Вите плевать на чувства окружающих — да он, наверное, и не понимает их. Таким Зилов и должен быть по моему скромному мнению — и вот он вам, эталонный. Одно замечание: Александр Туравинин настолько хорош и харизматичен, что, не видя в его персонаже ни единого просвета, не пробуя хоть как-то оправдать его, поражаясь его мерзотности и низости, ты им восхищаешься. Ну, точней, не самим Витей, а тем, как его оживляет артист. Нечто нереальное, я вам скажу!
Ну, и главное. Как сказали бы сегодня, Витя Зилов — ярко выраженный нарцисс. Именно поэтому он не интересуется внутренним миром других людей — да и не имеет возможности проникнуть в него. Именно поэтому он столь легко и просто влюбляет в себя женщин. И именно поэтому уйти от него если не невозможно, то весьма непросто. (Кто столь счастлив, что не сталкивался с подобными «красавцами» лично, почитайте статьи в интернете — они весьма многочисленны и подробны.)
У Балтина нарциссическая составляющая Зилова видна невооружённым глазом. И для меня, в итоге, основная мысль спектакля стала таковой: нужно суметь вовремя заметить токсичные отношения и без особенных потерь выпутаться из них. В жизни, увы, бывает иначе. А в «Утиной охоте» и когда-то Вера, и потом Галина, и затем Ирина спаслись от Витиных чар. Вот всем бы так!
Впрочем, если вас не устраивает вывод про нарциссов, у меня есть иной, более общий: «Утиная охота» — это рассказ о людях, которые зачем-то существуют совместно (неважно, межполовые ли это или дружеские отношения), но, откровенно говоря, все они друг другу не нужны. И продолжать ли тащить все эти чемоданы без ручек или побросать их и идти дальше налегке — решать вам самим.
Но главное — что впервые в постановке по данной пьесе Вампилова я для себя вычленила чёткую основную мысль и мораль. Коли вы любите «Утиную охоту», вам так хорошо и радостно, конечно, не будет. А я вот в восторге.
И вот ещё что. Постановка Евгения Батлина весьма музыкальна. Поют много, поют хорошо, поют от души. Песни никак не связаны с происходящим — разве что эмоционально (впрочем, это и главное). Но поклонникам музыкального театра (пусть сей спектакль и является полновесно драматическим) я сюда сходить советую отдельно.
Сопровождает вокалистов Никита Кузнецов и его верный аккордеон — классный дуэт! Более того — на него ещё и звуко-шумовое оформление постановки возложено. Вот вы знали, что аккордеон может озвучить ветер или скрип досок? А я теперь в курсе! (Ещё рекомендую присмотреться, как озвучивается шум дождя. Простое, но такое красивое решение!)
Резюме такое: «Спектакль хороший» (наделённый отличным юмором Е. Батлин, стремившийся пошутить, но сказавший чистую правду). Рекомендую от всей души! Тот случай, когда лучишься счастьем после просмотра.
Не нужна глобальность, чтобы сотворить шедевр. Требуется «только» талант и душевность. И вот этого у театра «Чё» — на троих.