Прошлый театральный сезон лично для меня стал не слишком щедрым на яркие и душевные спектакли. Но всё же случилось несколько премьер, о которых я вспоминаю с максимальной теплотой и любовью. «Гудок!» театра МОСТ — как раз из таких.

Евгений Славутин решил вернуться на век назад — в прекрасную Одессу, ставшую родиной для молодых литераторов, стремившихся нащупать свой путь в творчестве… и, в итоге, шагнувших в вечность. Валентин Катаев, рассказчик всей истории и один из главных действующих лиц (Александр Сизов), Илья Ильф (Даниил Петровский), Евгений Петров (Семён Осипов), Эдуард Багрицкий (Евгений Панфёров) и Юрий Олеша (Дмитрий Райлян), совсем живые и настоящие (и портретное сходство здесь ну вообще не важно), снова шагают по тем самым улочкам «жемчужины у моря», чтобы в итоге оказаться в Москве, в редакции газеты «Гудок», и создать новые законы советской литературы.

И пусть жанр постановки обозначен как «документальная фантасмагория», а знаток отечественной истории и литературы сходу ткнёт пальцем в ряд несоответствий и художественных искажений — это абсолютно не имеет значения. В конце концов, сам Валентин Катаев, книга воспоминаний которого «Алмазный мой венец» и легла в основу инсценировки Евгения Славутина и Ивана Орехова, погружаясь в былое, противоречит не только иным биографам, но и, местами, самому себе (впрочем, полуфантастическая стилистика романа Катаева это вполне позволяет). Так что мы смотрим историю из серии «как это могло бы быть» — ну, или же «как это было по версии пожилых очевидцев, искренне верящих в истинность собственных воспоминаний».

Самое главное, что идеально, на мой взгляд, передана атмосфера того времени — быстрого, щедрого к молодым и пробивным, сумасшедшего, непонятного, но при этом сулящего совершенно феерическое будущее и отдельным индивидам, и всей стране в целом. Сценография переносит нас на сто лет назад мгновенно: белые кирпичные стены зрительного зала театра МОСТ выступают наилучшей декорацией, а установленная в углу карусель, украшенная жизнерадостными лампочками, и напоминает о том, что «кружит Земля, как в детстве карусель, а над Землёй кружат ветра потерь», и видится ещё одной приметой времени. (Да-да, мы уже буквально только что видели похожую карусель в «Старшем сыне» Театра Гоголя, но наполнение данного решения в двух спектаклях полностью различно.) Судя по тому, что фамилии художника-постановщика нигде не указано, его функции выполнял лично Евгений Славутин, а вот художником по свету стала Марина Заикина.

Постановка искрится и сияет: молодые артисты МОСТа (кстати, в спектакле заняты как уже опытные члены труппы, так и новобранцы, только-только начинающие свой путь в театре, и, честное слово, разница если и заметна, то некритична) с азартом бросаются на решение всех режиссёрских задач, танцуют, показывают цирковые номера (режиссёр-балетмейстер — Елена Ершова, режиссёр по пластике — Владимир Беляйкин)…

Перед нашими глазами проносятся сёстры Суок, Михаил Булгаков и его сестра Лёля, сотрудники газеты «Гудок» — и великое множество простых советских граждан, без которых повествование было бы неполным и гораздо менее выпуклым (мои отдельные аплодисменты — Ярославу Громенко, который за время спектакля перемерил столько сценических масок, что сам режиссёр не сразу смог их пересчитать). Бегут годы, утекают жизни… «Кружат ветра, кружат ветра…» Но мы понимаем, что ни одна секунда из судеб наших героев (я сейчас именно про персонажей спектакля говорю — таких, какими они предстают перед нами) не была потрачена зря, а потому — радуемся, танцуем, поём, прославляем жизнь!

«Гудок!» — это подарок от истинного романтика, Евгения Славутина, другим романтикам — столичным театралам. Режиссёр говорит с нами лёгким, понятным языком, позволяя с завидной регулярностью смеяться, хихикать — ну, или хотя бы улыбаться (я, к примеру, в один момент ржала в голос — а со мной в театре это редко случается, ибо КВНовское прошлое приучило воспринимать юмор с серьёзной физиономией). И вот это — настоящий театр. Это — искусство. Это — один из немногих спектаклей, которые в принципе дали мне возможность резюмировать, что завершившийся театральный сезон прошёл не зря.

«Слышите, „ГУДОК!“? Так звучит вдохновение!» — уверяют нас создатели постановки. И они абсолютно правы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.