3 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Павловича Ансимова — поистине великого человека, режиссёра и педагога, наследие которого столь глобально, что современный отечественный (впрочем, и не только) музыкальный театр до сих пор во многом следует заветам Ансимова. Его ученики блистают в операх, опереттах и мюзиклах, выпускники режиссёрского факультета трудятся в самых знаковых театрах (неудивительно: Георгий Павлович преподавал в ГИТИСе с 1954 года, с 1974 года заведовал своей мастерской, а с 1984 по 2003 руководил кафедрой музыкального театра, так что «через его руки» прошло множество талантливейших людей)… Более 40 лет Ансимов ставил спектакли в Большом театре. В Московском театре оперетты (худруком которого Георгий Павлович являлся с 1964 по 1975 год) вот уже 48 лет с неизменным успехом идёт «Летучая мышь» в постановке Ансимова. Так что можете купить билет и лично приобщиться к большому искусству, проверенному временем!
Георгий Павлович был одним из режиссёров-первопроходцев, отказавшихся считать музыкальный театр «легким жанром» и подходящих к нему по всем законам театра драматического. Он поставил более 100 спектаклей — в СССР, России, других странах (скажем, в Чехии, Австрии, Германии, Китае, Корее, в Прибалтике). Опера и оперетта обрели новое лицо благодаря Ансимову. А истинный мюзикл, пожалуй, был его стараниями в СССР рождён — ещё в 1964 году он «поселил» «Вестсайдскую историю» Бернстайна на сцене Театра оперетты. И, начиная со второй половины 80-х годов, почти каждый выпуск студентов Ансимова среди своих дипломных постановок имел и мюзикл.
Это тоже было революцией: прежде музыкальный театр в понимании наших людей ограничивался оперой и опереттой. А мюзикл считался чем-то чуждым, примитивным и, по большому счёту, ненужным. Ансимов же дал своим студентам билет в будущее, подарив им умение существовать в таком сложном, на деле, жанре, становившимся с каждым днём всё актуальнее и востребованнее.
В юбилейный день в учебном театре ГИТИС собрались коллеги, друзья, члены семьи и, конечно же, ученики Георгия Павловича, чтобы ещё раз вспомнить творца и выразить ему свою благодарность. Глобальность мероприятия подчёркивал Государственный Кремлёвский оркестр под руководством дирижёра Андрея Колотушкина, умудрившийся уютно разместиться на небольшой сцене театра и сопровождавший действо.
Совершенно не случайно вечер был начат с «Пушкинского вальса» Прокофьева, ставшего своеобразной увертюрой. Ансимов не только был лично знаком с композитором, но и — единственный во всём мире! — поставил все оперы Прокофьева.
Ведущим вечера памяти абсолютно ожидаемо стал Александр Кольцов — артист театра и кино, выпустившийся из мастерской Ансимова в 1999 году. Кольцов опытен в подобных делах, и его стараниями атмосфера в зале балансировала на грани семейных посиделок и официального собрания, что было единственно правильным и уместным — ведь для всех собравшихся Ансимов был не просто профессором и народным артистом СССР, а близким человеком, оказавшим колоссальное влияние на их жизни.
Увы, не все приглашённые смогли приобщиться к программе (работа — дело такое). Потому Лев Лещенко и Владимир Винокур (выпускники мастерской Ансимова 1974-го, если я не ошибаюсь, года) прислали видеообращение, равно как и Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера», выпускник 1989 года.
Зато Григорий Владимирович Спектор и Александр Александрович Бармак, коллеги Ансимова, а также Герард Вячеславович Васильев (ещё и бомбически исполнивший «Балладу о Дон Кихоте» из оперетты «В ритме сердца»), который, пусть ГИТИС не заканчивал, но тоже считает себя учеником Георгия Павловича (он бесконечно много почерпнул у Ансимова, работая под его началом в Театре оперетты), выступили перед зрителями, позволив прошлому ненадолго стать настоящим и представив нам того Ансимова, каким он был для этих гостей вечера.
Конечно, не обошлось без отрывков из спектаклей, которые ставил Георгий Павлович. Помогали выпускникам Ансимова сегодняшние студенты мастерской Бертмана — и справлялись со своими задачами они филигранно.
Мы увидели реконструированные отрывки из мюзикла «Закат» Журбина — дипломного спектакля мастерской 1989 года. Их нам представили студентки Юлия Перепелица и Жанна Шмакова, а также выпускник 2014 года Андрей Цветков-Толбин и Виктор Сухонос, завершивший обучение в 1989-м и участвовавший в оригинальном спектакле. Следует отметить, что такие, студенческие, постановки Ансимова всегда имели успех и зачастую игрались даже после получения артистами дипломов.
Отдельная радость зрителя — кусочек из оперетты Чумарозы «Тайный брак» в исполнении феерических Эдема Ибрагимова и Николая Шарапова (сегодня — мастеровитых оперных режиссёров), выпустившихся в 2014 году.
В 1989 году дипломным спектаклем стал мюзикл «Скрипач на крыше». Конечно же мы услышали песню Тевье в версии «тогдашнего» исполнителя этой роли, Павла Паремузова.
И как же без «бессмертной» «Летучей мыши»? Отрывок из этой оперетты исполнили Вера Кононова (выпускница 1999 года) и Вадим Заплечный (выпускник 1984 года).
Выпускники 2009 года напомнили нам о «Человеке из Ламанчи» (своём дипломном спектакле), явно дав всем собравшимся понять, что Ансимов и был истинным рыцарем, боровшимся за правду и искусство.
А выпуск 1999 года намекнул на то, что именно он первым «бросился на мюзикловую амбразуру» в своё время (как раз на его долю выпали «Метро», «Норд-Ост» и прочие родоначальники жанра в наших широтах) и до сих пор остаётся на коне, работая в самых громких проектах. Потому вполне логично, что Елена Моисеева, Виктория Соловьёва и Оксана Костецкая немножко погрузили нас в мюзиклы.
А потом в исполнении выпускников 1999 года прозвучал «Хор актёров» (помните — «Вот опять линяет краска, вот опять спадает маска, а под ней — ещё одна»?) — вещь, в своё время ставшая у будущих артистов гимном курса, к которому смелые студиозусы даже приписали дополнительный куплет (и мы его услышали, конечно). Уверена, Ансимов был бы рад.
Познакомили нас и с актёрскими династиями. Галина Алексеевна Калинина когда-то работала с Ансимовым в Большом театре. А теперь с песней «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» выступили её дочь Марина Калинина (солистка театра «Геликон-опера» и выпускница мастерской Георгия Павловича 1994 года) и внучка Елизавета Нарсия (выпускница мастерской Д. А. Бертмана и артистка Молодежной оперной программы Большого театра).
Династийность продолжили Николай Куликов (студент режиссёрской группы Бертмана) и Ирина Окнина, его мать и выпускница Ансимова 1999 года. Этот шикарный дуэт погрузил нас в «Пиковую даму» драматически и оперно.
Два с половиной часа ностальгии. Бесконечная благодарность и признания в любви — как к педагогу, мастеру, режиссёру… ГИТИС умеет ценить и помнить.
Невероятное количество ярких звёзд. Здесь и опера, и оперетта, и мюзикл — и совсем разные регионы страны (да что там — даже разные страны)… Но всех этих артистов и режиссёров отправил в жизнь один человек — Георгий Павлович Ансимов. Профессионал, который не видел границ в музыкальном театре и считал все жанры равнозначными (впрочем, если верить свидетелям, оперетту Георгий Павлович всё же не слишком привечал; что, сами понимаете, не помешало ему более 10 лет быть первоклассным худруком одноимённого театра, ведь он не умел ничего делать вполсилы).
Мы не можем предполагать, каким бы был наш музыкальный театр без Ансимова. Зато мы твёрдо знаем, каким он стал благодаря Георгию Павловичу. Бесценно, что ученики продолжают идти «ансимовской дорогой» и твёрдо помнят заветы своего мастера.