Художественный руководитель Театра им. Моссовета Евгений Марчелли, казалось бы, давно приучил публику к эмоциональным ожогам и стрессам. И вдруг — на камерной Сцене под крышей (хотя, конечно, это пространство для экспериментов — ну, вот вам очередной, почему нет) он создаёт нежную, приятную, забавную, лёгкую и невероятно симпатичную комедию по практически классическим лекалам. Впрочем, режиссёр полностью откровенен: он честно говорит, что «Замужняя невеста» — это задумка артистов «Моссовета», в первую очередь — Татьяны Родионовой, а самого Марчелли уже попросили одобрить наработки и довести их до финальной точки.
И всё это прекрасно: и желание актёров театра творить и создавать, и умение прислушаться к ним худрука, и возможность артистам старшего и среднего поколения (а для этой великолепной когорты, увы, не слишком много интересных ролей придумано) не просто выйти на сцену, но вдоволь похулиганить и во всей красе показать себя, и итоговый результат — вот этот милейший, трогательный, красивый и очень мастеровитый спектакль.
Минутка истории. Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» была написана в 1817 году троицей литераторов: Александром Шаховским, Александром Грибоедовым и Николаем Хмельницким. Собственно, Шаховской был руководителем Петербургской императорской труппы и, в силу отсутствия в те времена толковых русскоязычных пьес, сам начал сочинять. К процессу сему он привлекал молодых авторов (дав, между прочим, Грибоедову необходимый профессиональный старт): Шаховской придумал фабулу, а Грибоедов и Хмельницкий облекли оную в стихотворную форму.
История получилась пренаивная, простенькая, лишённая каких-либо сюжетных поворотов, прямая, как палка, но при этом отлично написанная. Смысл, в целом, таков: младой Любим (Сергей Зотов / Павел Усачёв) втайне от своей крепкой и со всех сторон приличной семьи женился на юной красавице Наташе (Екатерина Девкина). Но проблема в том, что родственники имеют собственное представление о будущем и семейном счастье Любима. И требования, при этом, зачастую крайне противоречивые выдвигают: одному хочется, чтобы невеста была глупа, другому — вынь да положь умную, третьей хочется бережливую, четвёртой — романтичную…
Только Варвара Саввишна (Татьяна Родионова / Лариса Наумкина), тётка Любима, поддерживает нашу влюблённую пару и помогает воплотить в жизнь хитрый план: девушка (благо, она прекрасная актриса) должна предстать перед членами семьи — бравым дядей Карпом Саввичем (Александр Бобровский / Олег Кузнецов), прижимистой тётушкой Феклой Саввишной (Валентина Карева), строгой внешне, но мягкой внутри Раисой Саввишной (Марина Кондратьева), её суровым «учёным» мужем Максимом Меркурьевичем (Андрей Рапопорт) и, конечно, самым важным звеном, бабушкой Матреной Карповной (Мария Кнушевицкая) — в тех образах, которые целиком и полностью влюбят их в Наташу.
Мой отдельный поклон «персонажу-противовесу», девке Груньке (Евгения Лях), с каменным лицом взирающей на творящуюся феерию (эдакий молчаливый резонёр) и, определённо, считающей, что баре могут как угодно фестивалить, но дом, как ни крути, держится на ней, потому не до шалостей — дел невпроворот. Так что пусть господа развлекаются, женятся, ссорятся, мирятся — Грунька привычная, а работа сама себя не переделает.
Понятно, что пьеса предусматривает хэппи-энд, всё у Наташи сложится, нежданную жёнушку Любима примут и простят (а есть за что — негоже венчаться без одобрения родни), и случится всеобщее счастье. То бишь, повторяю, пьеса максимально проста и предсказуема. Стоило ли за такую браться?
И я вам отвечу: да! У Театра Моссовета получился маленький (ну, исключительно в силу компактности пространства) шедевр, который я смело могу рекомендовать посмотреть каждому.
Абсолютно невероятные актёрские работы. Каст, кажется, купается в предложенной ему шалости, прерывая декламацию стихов на совершенно бытовые диалоги, идеально вписанные в происходящее, — и снова легко и непринуждённо возвращаясь к пьесе. Почти ученический авторский текст (великолепно присвоенный, замечу) тут отходит на второй план: важно, как и что проживают артисты. А это — наслаждение.
Персонажи-маски, задуманные литераторами, превращаются в типичных членов сплочённой многочисленной семьи — таких же, как наши с вами бабушки, дядюшки, тётушки… Вот, право, дай кто сейчас родственникам принимать решения за молодых, сложилась бы та самая картина, которую мы видим в «Моссовете».
Вы спросите, а как же Марчелли обошёлся без своих типичных приёмов? Отвечу: есть ровно два момента, где мы можем узнать руку режиссёра. Это завершение семейного обеда (внезапное и вызывающее оторопь; и, да, вот на этот спектакль голодными не приходите от слова вообще — не выживете). И конечно, самый конец спектакля, идущий абсолютно вразрез с остальным полотном постановки и требующий определённого осмысления.
Но и тут психолог внутри меня говорит: подобное вполне возможно. Уставшая от притворства Наташа, осознав, что она уже член этой семьи, может позволить себе расслабиться и продемонстрировать реальные эмоции. Мы же закрываемся с чужими людьми — а здесь, чего уж крутить, своя семья. И значит, можно на них свою боль вылить, правильно?
И пусть одно простое слово в самом финале даёт нам понять, что и эта истерика, получается, была всего-то одной из ролей, которые пришлось сыграть Наташе. Потому что это роль — обиженной родственницы, одного из звеньев общей цепочки, а не человека со стороны. Последняя роль, заключительная — и потому самая яркая.
А вот что типично для Марчелли — так это максимально аскетичная сценография. Голое зеркало сцены, обычно скрытые от зрительского взора окна, в которые видны огни вечерней Москвы, стол, за которым происходит большая часть действия (художник-сценограф — Евгений Марчелли, художник по свету — Нарек Туманян)… Всё. Но в этом случае большего и не нужно — атмосфера создана идеально. Шикарные костюмы — соответствующие эпохе и несущие на себе основной груз погружения во время и пространство (художник по костюмам — Андрей Климов). Постановка красива и приятна глазу.
Музыки в спектакле не слишком много — но вся она «живая», исполненная на фортепиано лично Матвеем Костолевским, руководителем оркестра театра, а в рамках данной постановки — музыкантом, встречающим заходящую в зал публику (это прекрасно!), и, уже по ходу действия, крепостным инструменталистом, временами начинающим наигрывать на инструменте и прерываемым железной рукой Груньки. И правда, тут серьёзные семейные дела решаются, чего он отвлекает своими мелодиями, да? Мило и трогательно.
Скажу так: если Евгений Марчелли решил поставить опыт и посмотреть, каков он в рамках более-менее привычной классики, то режиссёр однозначно выиграл. «Замужняя невеста» великолепна по всем параметрам. Она эстетична. Она умна. Она забавна. Она многогранна. Она опирается на слабенькую пьесу — но при этом являет собой мощное явление. И, наконец, какие тут актёрские работы!..
Мои аплодисменты Екатерине Девкиной — она однозначно является центром происходящего и демонстрирует невероятную актёрскую пластичность и глубину. Отдельное богатство спектакля — Мария Станиславовна Кнушевицкая (к слову, премьера приурочена к её юбилею — недавно артистка отметила 90-летие!). Минимальный жест завораживает зал, каждая фраза — законченное произведение. И как хороши все остальные! Александр Бобровский, Марина Кондратьева, Лариса Наумкина, Андрей Рапопорт, Валентина Карева, Сергей Зотов (и, не сомневаюсь, артисты, работающие в другом составе) — это истинная радость сердца.
«Замужняя невеста» — спектакль универсальный. Его можно и нужно смотреть всем — и жаждущим увидеть классику, и ищущим в театре нечто новое и неизведанное (тут обе категории будут удовлетворены — что поразительно). И людям пожившим, и подросткам. И заядлым театралам, и тем, кто ходит на спектакли исключительно по важным праздникам. Только внимательно следите за афишей: на все анонсированные даты билетов уже нет. А разве что-то расскажет о постановке объективнее, чем этот факт?
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.