На столичных сценах прямо сейчас идёт больше десятка интерпретаций пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». И вот в Московском театре иллюзии (а конкретно — на Сцене на Перовской) появляется ещё одна — на сей раз в режиссуре заслуженного деятеля искусств РФ Артёма Бибилюрова. И это тот случай, когда определённо стоило браться за сверхпопулярный материал, чтобы без всяких творческих революций, попыток перелицевать классический текст и откопать в нём нечто абсолютно новое (да такое, что сам драматург был бы в шоке) создать что-то свежее, своё, уморительно смешное и заслуживающее шквала оваций.
Начнём с того, что «Женитьбе» крайне идёт сверхкамерное пространство Сцены на Перовской. И действительно: у Гоголя всё происходит в помещении — сначала в холостяцкой квартире Подколёсина, потом — в доме Агафьи Тихоновны. «Съёжившись» до интимной миниатюрности, пьеса становится гораздо правдивее, а возможность играть «крупным планом» (жестами, взглядами, мимикой) делает работу артистов стопроцентно достоверной.
И каждая шутка — хоть заложенная Гоголем в тексте, хоть изобретённая Бибилюровым в процессе постановки (и масса их!) — срабатывает на пять баллов, ибо добивает до каждого зрителя в маленькой зале. Честно признаюсь: так громко и искренне на «Женитьбе» я не хохотала никогда (а версий детища Николая Васильевича я за свою жизнь повидала немало).
Невероятно лёгкий, хулиганский спектакль, пролетающий буквально на одном дыхании. Здесь много музыки, песен и танцев (хореограф — Сона Овсепян) — абсолютно уместных, здорово исполненных и невероятно веселящих зал (всё же поразительное чувство юмора у постановщика и артистов театра — они находят зерно комедии в совершенно неожиданных местах).
Хороша сценография (художник-постановщик — Елизавета Егорова) — персонажи существуют в некоей комнате, трансформирующейся за счёт перемещения элементов декорации, а также видеоконтента (за него отвечал Владимир Алексеев) и светового дизайна (художник по свету — Светлана Назарова).
Впечатляют костюмы (художник по костюмам — уже знакомая нам Елизавета Егорова), радующие глаз псевдоисторизмом и деталями, подчёркивающими характеры персонажей (и ведь многие из них не просто украшают героев — а наряды действительно идут артистам, что случается не всегда, — но и «выстреливают» в постановке, как, например, рюши на фартуке Фёклы Ивановны).
И, конечно же, главным богатством спектакля являются люди, оживляющие персонажей Гоголя на подмостках. Артисты Сцены на Перовской прекрасны, и в очередной раз они подтверждают, что не знают неразрешимых задач.
Здесь Степан (заслуженный артист РФ Николай Мальцев) — себе на уме, он уже всякое повидал, потому будет молчать и взирать на происходящее несколько свысока, ибо мудрость — его второе имя (ну, по крайней мере, он так думает). Горничная Дуняшка (Мария Филиппович) мила и забавна, купец Стариков (Артём Леонов) солиден и рассудителен — он-то точно понимает, что раскручивается вокруг него. Тётушка Арина Пантелеймоновна (заслуженная артистка УССР Светлана Варецкая-Загородняя), как и многие из наших мам и тёть, несколько теряется в современном мире, зато на самом деле любит племянницу и желает ей счастливого будущего. Сама младая Агафья Тихоновна Купердягина (Наталья Васина) отличается царственным станом и прелестным личиком, потому не обязана, согласитесь, обладать умом Сократа. А обаяния у этой Агафьи Тихоновны — на троих. Пожалуй, моё любимое (на данный момент) прочтение героини.
Сваха Фёкла Ивановна (Юлия Малинина) — дама боевитая (что подчёркивается, между прочим, её одеянием), холерического темперамента и изрядной сообразительности. А ещё в Театре иллюзии она отнюдь не старая, о чём не устаёт напоминать. Главный движитель сюжета, Илья Фомич Кочкарёв (Павел Ремнёв), у Бибилюрова — персонаж классический, и в данном случае это исключительно правильно, ибо срабатывают все элементы действа — и заложенные Гоголем, и рождённые на Перовской. Классный Кочкарёв, не сомневайтесь
Об успешности режиссёрского прочтения «Женитьбы» я обычно сужу по двум вещам. Первому выкрику Подколёсина: «Степан!» — поверьте, он говорит о многом (тем более, что именно с него, а не с монолога Ивана Кузьмича, львиная доля постановщиков начинает свой спектакль). И по тому, удались ли женихи. Интересны ли они. Отличается ли один от другого (а то бывает, знаете, что выходит толпа на сцену — и поди разбери, где Яичница, а где Жевакин). Хочется ли за ними наблюдать, или сидишь и ждёшь, пока эти дядьки уйдут со сцены.
Так вот, в Театре иллюзии и «Степан» шикарен, и женихи — мощны. Иван Павлович Яичница (народный артист РФ Виктор Никитин) сначала режиссёром несколько отставлен на второй план, зато раскрывается по полной во втором действии, размещаясь во главе отвергнутых мужчин и демонстрируя свою истинную сущность. Никанор Иванович Анучкин (Владимир Витан / Евгений Воскресенский) — истинный ценитель прекрасного (как он это понимает). Такому, действительно, нужна жена, «знающая по-французски», на иное его нежная душа не согласна. В первом действии Анучкин отвечает за основную долю комизма в сценах сватовства. Ну, и неповторимый Балтазар Балтазарович Жевакин (Олег Жуков) — и тут я должна признаться, что лучше и точнее прочтения роли я прежде не видала. Сначала — смех. Потом — глубокий трагизм… снова переходящий в смешное (потому что в комедии сей так и нужно). Браво!
Ну, и он — Иван Кузьмич Подколёсин (Олег Тарасов). Казалось бы, главный герой, но по какой-то причине многие режиссёры делают его некоей функцией, безвольной и почти бессловесной фигурой, которую перемещает по виртуальному шахматному полю Кочкарёв. А у Бибилюрова иначе: его Подколёсин — один из самых интересных и ярких элементов спектакля. Олег Тарасов чудесен: он обаятелен, голосист, хорош собой… но при этом его герой — самый настоящий, во всей красе Иван Кузьмич. Чтобы достоверно сыграть безволие и слабость, нужно быть волевым и сильным — старый театральный закон. И здесь его отлично помнят.
На Перовской родился спектакль-праздник, который заставляет душу расцвести даже при весьма печальном финале, задуманном Гоголем и воплощённым (к слову, куда пронзительней, нежели в тексте пьесы) Артёмом Бибилюровым. Сюда надо приходить просто, ежели есть желание погрузиться в отменную постановку. Сюда рекомендовано приводить школьников, изучающих Гоголя. Никаких «свежих прочтений», «шоков и ожогов», но юные современные души точно проникнутся этой яркой и филигранной постановкой.
Так что приезжайте на Перовскую (хоть на метро, хоть на электричке, как я) — и вам стопроцентно будет ну очень хорошо. Заодно отметите 215-летие со дня рождения Гоголя, к которому была приурочена премьера «Женитьбы» (а ещё 37-летие Театра на Перовской, который и трансформировался в Сцену на Перовской Московского театра иллюзии, отпраздновать можете; в день рождения этого театра я и смотрела «Женитьбу»). Чин-чин, Николай Васильевич!
PS. Не рекомендую приходить на спектакль голодными. В один прекрасный момент над залом разольётся столь пленительный запах солёных огурцов, что тем, кто воздержался от ужина, будет сложно!