Театр Гоголя вступил одновременно и в 99-й сезон, и во второй — всё зависит от того, ведёте ли вы отсчёт со дня основания сего храма Мельпомены или же с момента нового рождения театра, когда его руководство доверили Антону Юрьевичу Яковлеву. 5 сентября 2023 года состоялся сбор труппы — громкий, музыкальный, праздничный… И насколько же он отличался от прошлогоднего!..
Впрочем, неудивительно. Тогда, в октябре 2022 года, коллектив Театра Гоголя в принципе не представлял, что его ожидает. Да и труппы, как таковой, не существовало: были «гоголевские старожилы» и около тридцати новичков — молодых артистов, принятых Яковлевым по итогам кастинга. На сборе, казалось, воздух искрился электричеством: напряжение всех присутствующих (от капельдинеров до худрука и директора) было заметно издалека.
И вот — нынешний тёплый сентябрь, а на улице Казакова — радостная встреча соскучившихся друг по другу коллег. Никакого официоза: сбор проходит в фойе, где перед всеми присутствующими выступает рок-группа «Гоголь-моголь» (в её составе — артисты театра Кирилл Ковбас, Андрей Злобин, Марк Бурлай и Егор Попов; ознакомиться с талантами этого коллектива я успела в финале спектакля «Сон в летнюю ночь», а вы можете приобщиться к творчеству группы, если придёте в Театр Гоголя прямо сегодня и насладитесь музыкально-поэтической программой «Наш Маяковский»).
Под инструментальные импровизации «Гоголя-моголя» произносил свою речь и Антон Юрьевич Яковлев. «Мне очень хотелось, чтобы это не была унылая, обычная посиделка за ДСП-шными столами на сцене, — признался худрук. — Даже какие-то серьёзные, важные вещи можно сказать, не напрягаясь». Создание нового театра — вот какую задачу ставит перед собой и своей труппой Яковлев. «Всё начиналось очень непросто — а именно, с нуля. Театр достался нам без репертуара, он формируется прямо сейчас, на наших глазах, практически с новой труппой, набранной и обновлённой мной за год более чем наполовину. И наша задача — сформировать полноценный, мощный репертуар к столетию театра, — обозначил цели Антон Юрьевич. — И не просто формально наполняя этот репертуар, а создавая его в определённом направлении — со своим языком, своей эстетикой, своим новым зрителем. Да, конечно, наши предпочтения, не скрою, это современная интерпретация классических произведений, но при этом поиски яркой, неожиданной формы в соединении и традиции, и новации».
Наметив вектор движения, Яковлев приступил к озвучиванию планов театра.
- Первой премьерой стал спектакль «Дядюшкин сон» (режиссёр — Александр Марин). Постановка была презентована зрителям на Основной сцене 7 сентября, и я с полной ответственностью заявляю: увидеть это прочтение Достоевского необходимо каждому театралу!
- В октябре с Малой на Основную сцену переедет «Портрет Дориана Грея» (режиссёр — Константин Мишин). Это, конечно, не совсем премьера, но важная веха в жизни и спектакля, и театра в целом. Ведь именно интерес публики и постоянные аншлаги стали причиной подобного решения.
- В том же месяце отпремьерятся долгожданные «Призраки Марса» по произведениям Рэя Брэдбери (режиссёр — Кирилл Ковбас, художественный руководитель постановки — Антон Яковлев). Этот спектакль был заявлен ещё в прошлом сезоне, и теперь, наконец, работа над ним близится к завершению.
- На ноябрь намечена премьера постановки под рабочим названием «Чудные» по рассказам Шукшина (режиссёр — Сергей Виноградов).
- В декабре радость ждёт любителей иммерсива — в репертуаре появится бродилка «Дорожные истории», повествующая об истории театра.
- В конце года начнут отмечать 215-летие Николая Васильевича Гоголя — спектаклем «Игроки. Иллюзия» (режиссёр — Антон Яковлев).
- На вторую половину сезона на Основной сцене запланирована постановка Александра Коручекова, а на Малой — Сергея Тонышева. Материал в данный момент выбирается.
- Начнутся репетиции спектаклей «Барон Мюнхгаузен» по сценарию Горина, «Фаталист» по «Герою нашего времени» Лермонтова и постановки по «Преступлению и наказанию» Достоевского под рабочим названием «Свидригайлов».
«В первом сезоне мы создали лабораторию «Перспектива», — напомнил Антон Юрьевич. — Интересная лаборатория: молодые режиссёры делают эскизы спектаклей, которые мы потом, если они получаются, берём на сцену». Именно такой путь прошла постановка «Призраки Марса», а сейчас в рамках лаборатории ведётся работа над эскизом спектакля «Разбойники» по Шиллеру (режиссёр — Марк Вдовин). Хочется верить, что и эта проба пера станет частью репертуара театра!
Продолжается и цикл музыкально-поэтических вечеров «Поэтомания». На очереди — творчество Пушкина.
Совместно с ГИТИСом Театр Гоголя проведёт лабораторию «Гоголь. 215»: планируется создание эскизов спектакля по произведению из цикла «Петербургские повести». Лабораторию поддержит композитор Андрей Зубец, с которым успешно сотрудничает театр.
И, конечно же, начнётся подготовка к столетию — до него всего год, а он пролетит быстро.
Как вы видите, планов масса — Театр Гоголя и его зрителей ждёт интересный и насыщенный сезон! И в нём к труппе присоединятся новые артисты: лауреатка театральных премий Ирина Гринёва, выпускник Театрального колледжа Олега Табакова Василий Неверов и ГИТИСовец Александр Груздев.
Художественный руководитель передал микрофон директору театра, Александру Сергеевичу Бочарникову, который под громкие аплодисменты собравшихся поздравил юбиляров и затронул ряд организационных моментов, не слишком интересных сторонним людям, но немаловажным для «гоголевцев».
Завершили сбор труппы ещё несколько песен «Гоголя-моголя», а уже вечером зрителей впечатляли спектаклем «Гроза. Искушение» — живым воплощением слов художественного руководителя о сплаве традиционного и нового.
Театр Гоголя — эдакая птица феникс. Возродившись из пепла и тлена, этот театр постепенно, но уверенно становится ярчайшей точкой на творческой карте столицы. Яковлев точно знает, зачем и куда он ведёт свою труппу — а за ней и зрителей. Лично я с удовольствием приобщусь к сему интереснейшему путешествию. Не отставайте и вы!