За две бронхитные недели я настолько одичала в стенах родного дома, что осознала: мне просто необходимо взять ноги в руки и бежать в театр! Да ещё хотелось чего-то такого душевного, чтобы жить и петь захотелось. Гляжу в афишу — а там «Снился мне сад…» И два свободных места в зале осталось — богатый выбор.

Я уже смотрела этот «романс в интерьере» год назад — так что мне ли не понимать, это — именно то, что мне было нужно?

Камерный спектакль, филигранная работа с пространством (ох уж эти сцены на балконе), тонкий и точечный сценарий, фейерверк персонажей, каждый из которых являет собой целый мир — и много, много музыки. Романсы периода конца 19 — начала 20 века, другие мелодии (по большей части — сочинённые специально для «Сада»), и вокал… Боже мой, как они поют!..

Можно не любить подобную музыку, но нереально не впечатлиться тем, как её подают артисты театра Камбуровой.

Увы, я понятия не имела, что сама Елена Антоновна Камбурова не сможет участвовать в тот день в спектакле (здоровья ей, от всей моей души). Но тем было интереснее: в роли актёра-рассказчика выступила Алла Юганова. И я ещё, помнится, спросила в гардеробе, где и продаются программки, глядя на отмечание участников спектакля: «Так Зыбцева или Юганова?» А мне ответили: обе. Но вторая — вместо Камбуровой.

На мой взгляд — правильно. Спектакль — слишком хорош, как я считаю, и потому его нужно показывать — а главное, смотреть.

Эта театральная музыкальная шкатулка не давит всей массой на струны души — она ажурна и деликатна. Здесь не поют для того, чтобы продемонстрировать мощь связок и себя, красивого — вне зависимости от того, является ли песня частью репетиции концерта (он, знаете ли, по сценарию) или демонстрацией душевного состояния героя.

Девять персонажей — и каждый из них является отдельной вселенной, отличной от других. Всего-то один день отдельно взятой семьи — но мы максимально погружаемся во взаимоотношения, осознаём идеалы героев, их чувства и мысли. Вот за это люблю «Сад…» — минимальными средствами передаётся максимум.

Я вот перечитала прошлый отзыв — ну больно хорошо всё сказала. Не буду повторяться. Изучайте там (ссылка выше, ищите). Сейчас — просто о том, что мне было исключительно хо-ро-шо по завершению. Не потому, что хэппи-энд (вот вообще наоборот). Просто «Снился мне сад…» — это штука для души. И душа довольна.


А про артистов скажу пару слов. Но кратко — ибо воспевать слишком яро не умею, а надо б.

Глаша, няня — Анна Комова. (Это если мне не изменяют глаза и здравый смысл — в программке заявлена иная актриса, которую я видела в прошлый раз…) Вот как была моя любимая роль — так и осталась. Та, прошлая Глаша была эдакой мамой, опекавшей непутёвых детушек (а вокал!..). Эта — заботливая тётушка, с долей ехидства, но и с огромной любовью обихаживающая племянников. Какой красивый голос…

Константин Радов, режиссёр — Мохамед Абдель Фаттах. Ну вот вызовите человеку психиатра! Он же у нас — весь в искусстве, а тут — перемены в обществе!.. Просто великолепный персонаж, которому всячески веришь и сочувствуешь. И поёт — ммм!..

Поручик Ипатьев — Александр Кольцов. Вот очень хорошо, что я замужем, а то однозначно влюбилась бы! Красавец с феерическим голосом — а какой солдат!.. Человек чести! Ой, это надо видеть!

Анна Александровна, художница-эмансипе — Ольга Тенякова. Новая для меня актриса на этой роли, но всё те же впечатления. У Анны Александровны есть всё — и Париж, и признание, и милые кудряшки. Человеческого счастья нет. И потому героиня, при всей её чудесной комичности, пронизана болью.

Иван Ильич, доктор — Александр Бордуков. И снова — незнакомый мне артист, и опять доктор вписан в программку ручкой. Превосходный товарищ! Мне показалось, чуть более ехидный, чем в прошлый раз (но тут меня память может подводить). А вот что глас разума среди прочих равных — это да, это осталось. Это — так и должно быть.

Алина, подруга Пети — Виктория Тихомирова. Как она поёт!.. Вот где в этой миниатюрной девушке такой звук вмещается?! А ведь большая нагрузка на этой Алине — продемонстрировать, чем жило молодое поколение того времени. Хотя бы чтение стихов в стиле «я завываю и страдаю» вспомните. И учебник истории искусств покупать не надо!

Петя, сын тех, о ком чуть ниже — Евгений Вальц. Тут я понимаю, что ни разу не объективна, но на сей раз студент был куда как более юн и максималистичен, чем год назад (а не знаю, почему). И, да, даже мысли не возникало, что гражданину артисту чуть поболе лет, чем его герою. От лица Пети и ведётся повествование — ведь рассказчица читает «его» дневник-воспоминания. И финал, с разлетающимися фотографиями и световым фокусом на персонаже, был великолепен.

Ирина Васильевна — Юлия Зыбцева. Моя отдельная любовь. Женщина, которая знает, что болеет и умирает — но живёт и пытается радоваться. И, да, Ирина Васильевна — эдакий символ уходящей в прошлое страны. Потом будет другое. А её — уже нет. Трогательная, нежная, благодарящая мужа — но тут же поручик Ипатьев (бывает, все мы люди)… И, нет, ничего крамольного, не подумайте! Отдельный поклон за финальную песню.

Сергей Львович — Роман Калькаев. Смешной и недотёпистый — но при этом мудрый и любящий. Великолепная роль и отличный артист! Весь спектакль он существует через боль — просто он знает о диагнозе жены. Сейчас много раненых женщин, не верящих в искренность мужчин. А идите-ка вы на «Сад…» и смотрите на персонажа Калькаева! Он живой — он имеет наглость поглядывать на Анну Александровну (а кто из нас не без греха и не представлял прекрасное, будучи в счастливом браке?..). Но его отношение к жене — это эталон. И он живёт ради её счастья — и знает, что оно недолгое…

Актриса — Алла Юганова. Она же — рассказчик. О да, я видела в этой ипостаси Камбурову. И она была божественна. Свыше — и чуть в стороне, но при этом в самом центре действия. И тот тембр… Я боялась за Аллу. Да, я понимала, что кто Камбурову не видел — тем всё равно. А я ведь могла сравнить. Первая песня — про «рубят вишнёвый сад» — вогнала меня в слёзы. И я осознала: да! Оно! Работает! Потом было разное. Я трижды понимаю, что нужно быть Камбуровой, чтобы вот так, с виду ничего не делая, быть богиней спектакля. И я слышала отзывы зрителей, которые смотрели «Сад…» впервые: они прониклись Югановой от и до. И вот что я скажу: Юганова — прекрасна. Да, нет того «камбуровского волшебства», когда харизма Елены Антоновны была надо всем. И нет того ощущения «сверх и над». Зато гораздо ярче смотрятся остальные персонажи — просто вся история работает иначе. Юганова-рассказчица — она из числа нас с вами, она своя, она помогает понять максимально мысли и чувства героев. Рассказчица-Камбурова — она творит волшебство. Я не принижаю талант Аллы, не подумайте. Она была правильна и филигранна. И я ещё долго буду думать, какой вариант мне душевней — картинки из прошлого с Камбуровой или живая история с Югановой. Сильны — обе. И былое Камбуровой живёт сейчас, а настоящее Югановой — сто лет назад. Елена Антоновна — явление. Но может быть и иначе… Может.. Быть… Является! Почему нет?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.