Два свердловских дня было у меня… Простите. И тем не менее, 25 сентября Свердловский театр музыкальной комедии в рамках III Всероссийского фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» показывал своих «Декабристов» на Новой сцене Большого театра, а уже на следующий день в Театре на Таганке все желающие (точней, все, успевшие купить билет, поскольку зал был полон под завязку) смогли посмотреть «Эвиту» от этих же ребят из Екатеринбурга.
Да, да, знаю, «Декабристов» я отругала от души (и было за что, уж поверьте), но впечатлилась талантом и умениями труппы. А потому с огромным интересом отправлялась продолжать знакомиться с артистами Свердловской музкомедии посредством проверенного временем материала.
Безусловно, «Эвита» Уэббера-Райса — мировой хит. Я до сих пор не понимаю (хоть и прочитала массу статей на эту тему), что могло сподвигнуть авторов написать мюзикл про Эву Дуарте (она же — Эва Перон). Конечно, для своей страны она была явлением и символом, но за пределами Аргентины она мало кому известна и интересна… по крайней мере, была до того, как её «переселили» на подмостки. Да и говорить, что, де, «Эвита» — это мюзикл об аргентинской Золушке, в корне неверно. Либретто не является сильной стороной спектакля, ибо история пряма, как палка, и не подразумевает никаких хитросплетений и неожиданностей (в «Золушке»-то ух, как всё поназакручено… по сравнению с. Да и главная героиня сугубо положительная). Что поделать, такова уж биография Эвы Перон — прыгая из постели в постель, она стала, наконец, супругой президента Аргентины и всеобщим кумиром, получившим титул Духовного лидера нации, а потом… быстро и скоропостижно скончалась от болезни.
Впрочем, не наше дело проводить исторические изыскания, рассуждать о «перонизме» и личности реальной Эвиты. Я просто отметила, что мало знаю мюзиклов с таким невнятным сюжетом — и столь гремящей славой и величайшей популярностью. Просто великолепной музыки Эндрю Ллойда Уэббера вполне хватает для того, чтобы рассказ, по сути, ни о чём стал шедевром. А остальное — задача режиссёра. Хватит ему таланта — и спектакль обретёт скрытые и явные смыслы, красивую мораль и ярких персонажей. Нет — ну… просто приятные мелодии можно послушать.
В Екатеринбурге «Эвиту» поставил известный «многостаночник» — Алексей Франдетти (он столько всего успевает создать, что кажется эдаким театральным многоруким Шивой; в частности, в тот же день, когда в Театре на Таганке шла «Эвита», на Исторической сцене Большого театра публику впечатлял «Кандид» от Франдетти). И пусть не все работы Алексея я могу назвать однозначной удачей (скажем, «Гордость и предубеждение» я второй раз смотреть не готова), но традиционно считаю, что фамилия Франдетти на афише является определённым знаком качества. Так вот, «Эвита» — это прекрасная демонстрация того, что может сделать талантливый постановщик с хорошим материалом (да ещё и имея в активе отличную, умелую труппу, я замечу).
Театр на Таганке уже знаком с музыкальными спектаклями (ну ещё бы, ведь именно его стены приютили великого и ужасного «Суини Тодда» — один из самых популярных столичных мюзиклов в постановке всё того же Франдетти). Так что «Эвита» звучала и смотрелась вполне уверенно — даже при условии того, что сцена родной Свердловской музкомедии раза в два больше.
Сразу хочу воспеть хвалу шикарному оркестру театра под руководством дирижёра Бориса Нодельмана. В «Эвите», презентованной в стиле semi-stage, оркестр, пожалуй, является одним из важнейших действующих лиц. Музыканты размещаются прямо на сцене и, при желании, весь спектакль можно просто сидеть и наслаждаться их игрой.
Постановка достаточно аскетична и минималистична — но это, на мой взгляд, очень идёт «Эвите». Спектакль получился очень лёгким (и это несмотря на его тематику), техничным и приковывающим внимание с самой первой сцены. Хорош световой дизайн, интересны костюмы (кто-то считал, сколько раз переодевается главная героиня за спектакль?..), симпатичны танцы.
И я ответственно заявляю всем тем (а вас было на удивление много, между прочим), кто вещал мне: «А вот на Бродвее, где я смотрел «Эвиту», было круче!..» Ребята, пока ещё рано сравнивать постановки ТАМ с их «аналогами» здесь. Сейчас правильнее будет оценивать качество спектакля, держа в подсознании то, что происходит на российских сценах. И вот при этом условии «наша» «Эвита» прекрасна со всех сторон.
Кстати, не будем забывать, что это ещё и первая официальная отечественная постановка данного мюзикла — само по себе огромное событие! А я обожаю музыкальный материал «Эвиты», мне импонирует подход Франдетти, и я просто наслаждалась действом, сидя в зале Театра на Таганке.
Теперь об артистах. В очередной раз я повторюсь: какая же чудесная труппа в Свердловской музкомедии! Я, наверное, ещё ни разу не встречала столь шикарно поющего ансамбля (это я оценила ещё в «Декабристах» с их сложными партиями от Евгения Загота, а «Эвита» окончательно закрепила впечатления). Крайне приятные люди собрались на сцене, наблюдать за ними было одно удовольствие.
Харизматичный Перон (Леонид Чугунников) и олд-скульный Магальди (Николай Капленко) в силу того, что эти персонажи, по сути, являются живыми декорациями, функциями при Эвите (так уж задумано в либретто), были несколько на заднем плане, но ни слова критики в их отношении я высказать не могу.
Что касается роли Че, то, будь я актёром, в жизни бы не решилась её играть — при живом-то Антонио Бандерасе, блистательно презентовавшем Че на экране (ну, или я предвзята — но это ж Бандерас, дамы меня поймут :) ). Игорь Ладейщиков (подрасстроивший меня в «Декабристах», ибо его Трубецкой был одногранен и довольно пресен — но именно так, увы, замыслили создатели спектакля), набиравший мощь весь первый акт, во второй половине наконец-то выдал на-гора весь свой талант, и я искренне жалела, что этот артист не выходит на столичную сцену… Ну, зато Екатеринбургу повезло. Впрочем, вполне возможно, эдакое развитие Че тоже было предопределено постановщиком — иначе персонаж от начала и до конца был бы окрашен одной краской. Сочинили таким его Уэббер с Райсом — ходит, знаете ли, эдакая язва ехидная и к Эвите цепляется. Спасибо Франдетти и Ладейщикову за то, что смогли справиться с подобными «палками в колёсах» и сделали Че по-настоящему живым. Игорь был хорош, и, будь я помоложе, глядишь, в восторженные фанатки бы пошла. А вокально Игорь меня ещё в «Декабристах» порадовал. В «Эвите» ему было, где развернуться, и мои уши наслаждались.
И, наконец, главная героиня. Татьяна Мокроусова тоже была знакома мне по «Декабристам», где сыграла неинтересную и скучную роль жены Трубецкого (в общем, как вы поняли, разнообразием среди исполнителей ведущих ролей меня не поразили :) ). Но тут — Эвита. Да, я читала критику работы Татьяны. Но скажу так: Патти Лю Пон, первая исполнительница роли Эвиты на Бродвее, не зря говаривала, что Уэббер, по ходу дела, ненавидит женщин. Уж слишком сложна вокальная партия, и спеть её, имея анатомию и физиологию обычного человека, практически нереально. Так вот, я не хочу и не буду придираться к работе Мокроусовой. Да, максимально органична она была во втором акте (ой, как она вещала с трибуны, обращаясь к народу… я чуть сама не встала и не пошла за Пероном). Но сделать так, чтобы зрители прониклись к такой самолюбивой стерве, как Эва Перон (мы сейчас говорим о персонаже мюзикла, а не об исторических реалиях, конечно), любовью и сочувствием, — это, как мне кажется, нетривиальная и сложная актёрская задача. И тут Татьяна была на высоте. Я искренне считаю, что первая российская Эвита хороша. И я благодарю артистку за самоотдачу и искренность. Эвита — единственный персонаж в мюзикле, который развивается и разительно меняется от начала к финалу. Мокроусова убедила меня в каждой сцене (даже в тех, где играла 15-летнюю девочку) и была столь актёрски замечательна, что мне захотелось некоторых столичных прим на «Эвиту» сводить, дабы поучились.
Я бесконечно рада, что «Эвита» приехала к нам. А теперь мне хочется купить билет в Екатеринбург, чтобы продолжить знакомство со спектаклями Свердловской музкомедии. Поехали вместе, а?..
PS. Кстати, любители «Алых парусов». Это дело тоже идёт в вышеупомянутом театре. Ещё сильней на Урал потянуло!..