…когда весь первый акт думаешь, что это так плохо, что даже хорошо, а во втором акте чувствуешь, что тебе реально захорошело… Нет, не так! Когда в первом акте всю дорогу изумляешься: «Вот ведь весёлая наркомания!..» — а во второй половине тебе это доказывают… Опять не так! Когда чешешь затылок и вопрошаешь сама себя: «Что за бред?!» — и в итоге оказывается, что это — на самом деле бред… Да что ж такое!.. Попробую начать заново.
Давненько я не смотрела столь неоднозначных и спорных постановок, как новенький мюзикл Глеба Матчейчука «Лабиринты сна». Среди моих знакомых он получил, что называется, «mixed reviews», варьируясь в оценках от «Вау, круто!» до «Большего ужаса я в жизни не смотрела!»
Что касается меня, то, объективно осознавая все минусы (и огромные!) постановки, я хоть сейчас готова, сломя голову, бежать на неё повторно. Потому что зацепило в итоге от души. А вот чем? Сейчас я буду в этом разбираться вместе с вами (ибо на данный момент сама до конца не разобралась в мыслях и чувствах).
Основополагающая, неразрешимая проблема «Лабиринтов сна» — это размытость целевой аудитории, на которую направлен спектакль. Нет, правда, для кого он? Посмотришь на афишу, прочитаешь, что это — фантазия по «Алисе в стране чудес», узришь возрастное ограничение 6+, порадуешься цветастым костюмам на фотках и решишь, что это — очередное прочтение старого доброго Кэрролла, рассчитанное на малолетнюю публику. (Кстати, смешно: сейчас на Яндексовской Афише заметила следующие обозначения: «Мюзикл, детям, сказка, 18+».)
А на самом деле всё совершенно не так. «Лабиринты сна», безусловно, где-то в своей основе хранят книжку про Алису. И герои знакомые. Вот — Шляпник, вот — Кролик, вот — Королева, а вот — карты-придворные… Только всё происходящее Кэрроллу и не снилось. Сюжет… А его нет.
Конечно, что-то происходит, но складывается впечатление, что мы, зрители, на полных парах врываемся в уже давно происходящее действо. Ничего нам не объясняя, Шляпник с Алисой ищут какую-то дверь в реальный мир, раздаются странные голоса, появляется абсолютно шедевральный Чеширский кот (точней, только его голова с голосом Балуева, но она прекрасна)… Почему? Отчего? Что двигает героями? Что склеивает вроде как несвязанные между собой сцены?
Нить повествования настолько тонка, что практически незаметна. Действо топчется на месте, не имея ни начала, ни внятной кульминации. Персонажи общаются (а вот диалоги — сильнейшая часть спектакля, их цитировать можно и нужно — это круто, смешно и, кажется, кто-то нашёл таки ключи от каламбурошной… хотя в истории по Кэрроллу это как раз уместно), но чего они хотят добиться, каковы их цели, взаимоотношения — никому не известно.
Нет, будет финал, который расставит все точки над i. Кто-то его не принимает, а я вот, признав некую банальность хода (ну, милые мои, я же читала, скажем, «Moskau» Зотова, чего и вам желаю), удовлетворённо кивнула головой и приняла всё, что подарила нам фантазия Матвейчука.
И сразу всё становится ясно и, не поверите, логично. Все детальки встают на нужные места, и даже странные любовные сцены (да-да, в «Алисе» — и про любовь, причём, в том числе, вполне телесную) получают оправдание (по крайней мере, я их вполне гармонично вписала в общую картину, узнав, как объяснили происходящее создатели; а спойлеры — зло, спойлеров я вам тут оставлять не буду, пока премьера только-только отыгралась).
Только вот фишка в том (я, если что, возвращаюсь обратно к рассказу об отсутствующей целевой аудитории), что получившееся полотно — ну ни разу не детское. Отмечу и сцены с трубкокурением и Гусеницей (ребят, ну, не нужно обладать испорченным умом, чтобы не увидеть в этом воскуривании «запрещёнку»), и «будуарные» намёки Королевы, и… В общем, такое ощущение, что начали писать детскую сказку, заскучали, почесали темечко и — ну, гулять так гулять! — превратили её в спектакль для взрослых.
А в итоге — ни два, ни полтора. Для юной публики слишком мало сюжета и слишком много аллюзий из взрослой жизни. Для нас с вами — недостаточно серьёзно и глубоко. Плюс вполне «детская» длительность: 35 минут первого акта, 50 минут — второго и антракт.
Бывают детские спектакли для всех — универсальные (сходу вспомню, скажем, «Всё о Золушке», «Синюю синюю птицу», экс-«Девочку и цветок», а ныне — «Про девочку, цветок и веру в чудо»). А бывают, как «Лабиринты сна», абы для кого.
Тут вариантов всего два: попадёт ли мюзикл именно в вас или нет. «Лабиринты сна» метились долго, очень долго, но в итоге всё же пронзили мою душу насквозь (не торопитесь, чуть ниже попытаюсь объяснить, чем именно). Знаю по отзывам, что часто безоговорочно принимает этот спектакль малолетняя публика — полагаю, из-за его яркости, драйвовости и, всё-таки, определённой сказочности (но лучше б предварительно книжку про Алису прочитать, думаю, а то фиг разберёшь, кто все эти люди).
Взрослые… Тут непредсказуемо. Вот лично я — по всем параметрам должна бы быть в возмущении и ступоре. Однако, нет. Увиденное безобразие пришлось мне в итоге по нраву настолько, что хочу добавки. Стоит ли прислушиваться именно ко мне? Ой, не знаю. Если что, посоветовать посмотреть «Лабиринты сна» никому не могу. Покупайте билеты на свой страх и риск. Впрочем, если вы мюзикломаны, вы и без моих советов так поступите. Прочитав сей отзыв — хотя бы ради интереса, чтобы лично понять, что же в этом спектакле такого жуткого… и, одновременно, прекрасного.
Знаете, вот чисто атмосферно «Лабиринты сна» очень напоминают уже упомянутую «Синюю синюю птицу». Но так, как будто бы создатели сидели себе в зале Театра Наций, вдохновились, решили создать свой спектакль, а в этот момент их вероломно покусали Игнатьев и Шнейдерман времён написания «Нежной королевы» (кто видел, тот понимает; а я просто намекну, что большей наркомании на театральной сцене я, наверное, не наблюдала ни разу).
Так чем же подкупило меня творение Матвейчука сотоварищи? Своей сумасбродностью, смелостью и наплевательством на каноны — раз. (Не потому ли в афише «Лабиринты сна» значатся «мюзиклом нового поколения», интересно? Больше-то поводов я не вижу…) Превосходными (по большей части) диалогами — два. Феерической актёрской работой на грани хулиганства — три. И интересненькими режиссёрскими и хореографическими находками (одна «медленная ламбада» от Гусеницы чего стоит) — четыре. Вот эти компоненты, смешавшись в единый коктейль, и вдарили мне по мозгам, опьянив и введя в театральный экстаз.
Ах да, в мюзикле ж ещё должны быть песни. Тут смотрите: их было не слишком много (вот Алисе вообще досталась только одна ария — финальная), музыка Матвейчука, пусть и симпатичная, в голове с первого раза не застряла, а тексты Кавалеряна в принципе являлись необязательным звеном — смысла в них было, по авторской традиции, не слишком много, да и пой артисты хоть таблицу умножения на три голоса, в «Лабиринтах сна» ничего б не поменялось.
Только ведь, в отличие от в третий раз упомянутой «Синей синей птицы» (там я тоже сетовала на «проходную» суть арий, но при общей шедевральности спектакля), «Лабиринты сна» без музыкальной составляющей бы обойтись не смогли. Это их кровь и плоть, часть общего бреда, прочно вплетённая в повествование. И главное — отлично исполненная часть!
Давайте-ка я резюмирую всё вышесказанное. «Лабиринты сна» — мюзикл настолько упоротый, что способен вызвать как полнейшее отторжение, так и ярую любовь. И, как по мне, создателям бы определиться, для кого они делают спектакль, и сместить вектор повествования или в детском направлении, или наоборот (второй вариант предпочтительнее — 9/10 сюжета-несюжета рассчитаны на взрослых… особенно финал, который, как я уже написала, раскладывает всё по полочкам).
Кому необходимо в обязательном порядке смотреть спектакль? Как уже сказано ранее, горячим поклонникам жанра — и, без всякого сомнения, ценителям артистов, работающих на сцене (всем прочим — опционально).
А ведь труппа — грандиозна. Ну, знатоки меня поймут и поддержат. Давайте-ка я пройдусь по порядку по всем, ещё и про персонажей немного объяснив.
«Лабиринты сна» немноголюдны: восемь действующих лиц и, если я ещё умею считать, четыре человека в ансамбле-балете (в массовых сценах в ансамбле задействованы все второстепенные товарищи, кто по сценарию свою роль в данный момент не играет). Итак…
Розовый Фламинго — Влад Юдин. Как совершенно точно подметила девушка, смотревшая спектакль вместе со мной, Фламинго в «Лабиринтах» — это почти красный динозаврик из «Синей синей птицы» (о, четвёртое упоминание постановки Театра Наций). Такой же любимец публики и няша. Клеврет Королевы по сценарию и просто Влад Юдин, который занимает в мюзикловом уголке моей души отдельное место. Тут я необъективна, потому просто восторженно поаплодирую.
Королева — Юлия Чуракова. Работу Юлии ценю и обожаю аж с «Зорро», когда эта актриса на счастье оба раза попалась мне в роли Инес. Её Королева шикарна. Она не копирует «аналогов» из фильмов и спектаклей, она смешна, страшна и прекрасна одновременно. А как поёт!.. Ну чудо ж!..
Тройка, Валет и Туз — Константин Соколов, Денис Котельников и Евгений Кириллин. Эти карты разных мастей — истинное украшение спектакля. Конечно, созерцая Котельникова, нельзя отогнать ассоциации с «Чудесами и Куралесами» Театра мюзикла — а что поделать, если артист работает аж в двух спектаклях по «Алисе в стране чудес» и играет примерно одинаковые по сути (но не содержанию!) роли?.. На долю карт приходится львиная доля юмора в диалогах, потому их появления ждёшь с нетерпением. Все трое — красавцы. Соколов — столп, Кириллин — внезапно шикарен в комической ипостаси (не видела его прежде в ней), ну, а Котельников не перестаёт меня удивлять диапазоном таланта. Всех люблю.
Гусеница, Кролик — Андрей Бирин. Бесконечно бесячий Кролик, пылающий любовью к Королеве. Сидишь, такая, думаешь — почему, зачем нам показывают Кролика-ловеласа? Отчего вообще Королева в «Лабиринтах сна» — практически нимфоманка, жаждущая замужества? Но, как я уже намекнула, в моей личной голове финал всё устаканил. Да, ЭТА Алиса могла много, долго и упорно размышлять о любви, хотеть её — вот и нарисовалось всё так (блин, почти спойлер). И Гусеница с… хм-хм… трубкой. Сама Гусеница по своей «конструкции», безусловно, опять и снова напоминает свою «сестру» из «Чудес и Куралесов», но если вы мне подскажете режиссёрское решение, как иначе можно продемонстрировать данного персонажа, я вам в пол поклонюсь. А Бирин — это Бирин. Это завсегда здорово и точно. Да кому я рассказываю, вы и без меня это знаете.
Алиса — Евгения Туркова. Вот уж кого я не знаю. Вроде, сериальная актриса. А я впервые видела. Ну, миленько. Ну, нормальненько. Только в «Лабиринтах сна» Алиса — не полноценный персонаж, а эдакая функция, перемещающаяся из точки в точку. Действуют другие, Алиса просто стоит, смотрит, иногда что-то говорит. Наблюдает… Упущение? А неа. Финал всё объясняет. Алиса — она ж не отсюда. И сумасшествие, творящееся вокруг, так же шокирует её, как и зрителей. Алиса — лишнее звено, и оно само жаждет освободиться из цепи, в которую его впаяли. Или… нет?..
Шляпник — Алексей Бобров. Понятия не имею, почему Шляпник записан первым в списке действующих лиц (кто не осознал, я их перечисляла в обратном порядке — по возрастанию). Не так уж он ярок и решающ на фоне прочих. Бобров — да, Бобров — глыбина. Кто б спорил. Минус: покусать готова авторов тех «Алис», которые предписывают Шляпникам амурные отношения с главной героиней («Лабиринты сна» оказались единственными, где такая загогулина хоть как-то оправдывалась — я ж уже расписывала свои измышления про Алису и её жажду любви). Плюс: ну наконец-то грим, костюмы и характер персонажей не срисовывают с фильма Тима Бёртона (творчество которого я нежно и верно обожаю, но конкретно его «Алису» терпеть ненавижу)! И Шляпник — не Джонни Депп для бедных! Ура!!!
Я так и не уверена, что смогла человекопонятно написать о плюсах и минусах «Лабиринтов сна». А тем более — объяснить причины, почему мне-то — любо!
Да и ладно! Зато заинтриговала! Какой мюзикл — такой и отзыв. В смысле, сумбурный, невнятный — но от души! Но — эмоции ж хлещут! Но — главная мысль, знаете ли, в финале. И вот она.
Мой вам совет: не подходите к «Лабиринтам сна» с меркой иных, отечественных или, тем паче, бродвейских или вест-эндовских мюзиклов. Это — иное. Просто отключите мозги и наслаждайтесь тем, что дарят вам артисты. И будет вам счастье! Мне ж было.
Любуйтесь фотографиями, которые изначально опубликованы на «Музкубе». Снимать пришлось практически в прыжке, делая тройное сальто над головами впереди сидящих. Но, вроде, ничего так вышло…