Этот мюзикл я хотела посмотреть с самого дня его премьеры. Во-первых, режиссёр и хореограф Олег Глушков поселился в моём сердце ещё со времён первого посещения любимого «Всё о Золушке». Во-вторых (а что душой кривить?..), подкупало почти бесконечное количество феерических артистов в составе. А в-третьих, уж слишком различались зрительские отзывы — от громких и длительных восторгов до «ой, да это ж просто детская сказочка, чего от неё ожидать-то?..» Что характерно, всё это озвучивали люди, мнению которых я не то, чтобы безусловно доверяю, но прислушиваться не брезгую.
Согласитесь, интересно?! Вот как такое можно пропустить?! И в один прекрасный мартовский день я отправилась в Театр Наций знакомиться с «Синей синей птицей». (И кто бы знал, как меня вымораживает отсутствие запятой в названии… Но они художники, они так видят, пусть их. :) )
Не могу сдержаться, сразу резюме: друзья мои, это было прекрасно! Я хохотала до истерики, восхищалась работой артистов и фантазией команды постановщиков и просто жалела, что эта феерия закончится. Идеальное театральное хулиганство для детей и взрослых любого возраста!
Правда, если вы привели в театр совсем мелких ребятишек, предупредите их, что местами будет страшно (это я вам гарантирую — в сцене с пауками ещё и сами перепугаетесь). Но это страхолюдство, как и в жизни, закончится, герои победят зло, и снова всё будет ярко, радостно и дружно.
Если кого-то напрягает длинная, нудноватая и поучительная пьеса Метерлинка, спешу обрадовать: от неё в мюзикле осталось, пожалуй, только название. Либретто придумано практически с нуля Олегом Глушковым, Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой и, будем честны, скорей, являет собой нечто среднее между «Снежной королевой» и «Волшебником Изумрудного города». Лично я считаю, что это плюс, ибо помню, как в детстве мучительно смотрела «Синюю птицу» во МХАТе и желала только одного: померить прикольный костюм персонажа по имени Хлеб (вот, кстати, он один, Хлеб этот, из всей сказки и сохранился в моей памяти).
Со всеми персонажами вам придётся знакомиться заново. Ну разве мог Метерлинк подозревать о, скажем, Карамельном короле, косплеющем Элвиса, или о птицах, которых держат в клетках людей? И это я молчу о красном динозавре, любимце публики!.. Даже главные герои, Митиль и Тильтиль, превратились в Театре Наций в Матильду и Тиля. Ибо они тут совсем иные.
Что важно для детей (впрочем, не только), присутствует масса правильных и абсолютно не выносящих мозги моралей. Например, что друзей нельзя бросать и забывать. Или что тех, кого любят, в клетках не держат. Ей-ей, пьеса у инноваторов-хулиганов получилась здоровская, тот случай, когда я даже придираться ни к чему не хочу.
Вот с музыкой (а за неё отвечали Сергей Боголюбский и Дария Ставрович) проблема. Она какая-то… необязательная, что ли?.. Просто ж написано — «мюзикл» (модный жанр, привлекает публику, куды бечь), значит, надо петь. Однако арий немного, впечатлили меня буквально две (и обе — от Матильды), а вот «фоновая музыка», напротив, довольно атмосферна и помогает «двигать сюжет вперёд».
Зато мои поясные поклоны декорациям, костюмам и прочим постановочным фишечкам и находкам. Я, конечно же, опасалась, что «Синяя синяя птица» внешне будет навевать воспоминания об уже упомянутом мной «Всё о Золушке». Но тут такое дело: на самом деле, скорей «Чудеса и куралесы» того же любезного мне Театра мюзикла бессознательно (или не очень) копируют свою же «Золушку» (при том, что постановочная команда совершенно иная).
«Синяя синяя птица» же, при всей своей мультяшности, абсолютно другая. Как будто бы Глушкову сотоварищи сказали, мол, ребята, творите — что хотите, ни в чём себе не отказывайте, хоть сцену золотом покройте в три слоя (ну, до такого не дошло, но крошечный момент с движущимися карусельными кабинками показателен — вот сделали же их, не поскупились). Так что пошла фантазия творческого народа вразнос. А мы, зрители, и рады!
Ещё меня очень смущал тот факт, что, судя по фотографиям, немалый упор сделан на маски. У птиц скрыты лица, да и медвежонок Тидель (вполне себе главное действующее лицо, промежду прочим) всю дорогу в искусственной голове работает. А я ж — за актёрскую мимику, я ж знаю (опыт!), что маски — верный признак сельского клуба и невысокого уровня постановки.
«Синяя синяя птица» оказалась уникальной и в этом плане. Маски не просто не мешают — они, напротив, помогают максимально точно передать задумку постановщиков. А Тидель — вообще душка, лапочка и зайка (несмотря на то, что медведь).
И красавцы артисты, конечно же! В моём случае Матильдой была Сэсэг Хапсасова, и это оказался её то ли второй, то ли третий спектакль. Совершенно чудесная Матильда, непосредственная, открытая и по-девчоночьи ртутно-переливающаяся. Тилем-Тиделем у меня был Павел Акимкин — замечательный, право слово.
Остальные актёры играют в спектакле кучу ролей (о чём сами же шутят во время финальной песни), так что проще перечислить тех, кто радовал меня в тот день (можете аплодировать, когда встречаете знакомые имена): Татьяна Щанкина, Гурген Цатурян, Станислав Беляев, Евгений Зайцев, Александр Емельянов, Юлия Тимошенко, Елена Николаева, Данила Чванов, Анастасия Егорова, Кирилл Краснов плюс ансамбль.
Очень крепкая труппа, а если учесть, что собрать воедино свой дримкаст в одном спектакле вряд ли получится (уж больно много артистов и ролей — а они ещё и перемешиваются, бывает), то, полагаю, можно смело смотреть в любой день и не переживать, что не увидите, скажем, в роли Тиля Вадима Мичмана (я ж не плачу, ибо Акимкин хороший тоже без всяких споров и ссор)… или ещё кого в некоей ипостаси — по вашему вкусу.
Так что, если уж я что могу порекомендовать всей семье (или выборочно, тут вообще без разницы), так это «Синюю синюю птицу». Культурный экстаз — это у меня на данную кассу. © «Королева в восхищении!»