Я не люблю цирк. С детства. Я не понимаю цирк. Я не знаю цирк. Я опасаюсь людей, которые долго и восторженно мне повествуют об увиденном цирковом представлении. Цирк и я — разные планеты. Но… только до тех пор, пока цирк и театр не становятся единым целым, ибо это — некий новый жанр, где-то на стыке спорта и высокого искусства. И вот как раз его я нежно обожаю. Оказывается…
Понимаете, бывает цирк и Цирк. Представляете?! Первое — это потёртый шатёр-шапито в городском парке, клоуны с волосатыми руками (мой детский кошмар) и набор стандартных номеров — плюс животные .
А второе — это сложно сходу описать простыми человеческими словами. Это — не для увеселения. Это — на грани (а как по мне — за гранью) возможностей человеческого организма. И это — не только для того, чтобы впечатлиться, но, в первую очередь, чтобы запустить мозг и заставить задуматься.
Цирк в форме спектакля — или же театр, поданный средствами цирка? Какая разница?! Главное — это просто зубодробительно. И, даже если вам непривычно и тяжко считывать смыслы и подтексты, закопанные в циркоспектакль, то я просто не представляю, кем надо быть и какие шоу регулярно смотреть, чтобы не обалдеть напрочь от того, что делают артисты прямо здесь и сейчас, перед вами, без страховки, используя исключительно собственные тела?..
«Пассажиры» канадского театра-цирка «7 пальцев» вполне логично смотрятся в Театре мюзикла: на его сцене (пусть ещё и на Горбушке) они уже показывали свою «Кухню» (которую я, увы, прогуляла и сейчас рву на себе волосы), потом Себастьян Солдевилья (на секундочку, глава «Семи пальцев») работал над «Принцессой цирка»… ну, и «Реверс» на этой волне появился (кто не видел — рекомендую). И вот сейчас — рассказ о восьми случайных попутчиках, которые делятся друг с другом и с нами своими историями (ну, вы в курсе — так оно и бывает в поездах; высказаться, излить душу, сообщить сокровенное — и расстаться навсегда в полной уверенности, что незнакомый собеседник уж точно никому не поведает твои тайны… а тебе уже легче). Но рассказывают они их не просто так, а языком цирка, хореографии, музыки и театра.
Честное слово, когда видишь, что люди могут вытворять со своими телами ТАКОЕ, то ощущаешь себя бесполезным бревном. А если эти люди ещё и танцуют, поют, играют на укулеле и проживают каждый момент так, как будто прямо сейчас в зале сидит какое-нибудь жюри «Золотой маски», то вообще становится непонятно, зачем такая бездарность, как ты, на свет родилась. (А, они ж ещё говорят по-русски!.. Ну, пытаются. Так-то, по большей части, английский язык звучит, а на экраны выводится перевод. Но частенько слышна и «родная речь». А я, помнится, давно уже отвечала одному американцу на вопрос: «Tell me, Ирина, а как вот с ходу втереться в доверие вашей аудитории?» — «Да это ж раз плюнуть! Криво, косо, еле-еле — но пару фраз по-русски скажите — и публика ваша!» Ибо — умиляет донельзя. А что умилительно, то сердцу мило.)
Безусловно, цирк изначально — это больше спорт, чем театр. Потому каждый жанр (жонгляж, акробатика, китайская мачта, воздушные полотна и кольцо, партерный полёт, хулахупы, в меньшей мере — каучук) демонстрирует нам ряд определённых элементов, и только от таланта постановщика зависит, будет ли выглядеть каждый номер произведением искусства или рядовым цирковым выступлением. (Впрочем, жаждать нового от традиционных жанров в рамках цирка — это примерно как явиться на ледовое шоу и гундеть, что, де, Ягудин всё те же прыжки-дорожки-вращения делает, а мог бы… Смешно, ей-ей.)
Так вот, «Пассажиры» — это где-то НАД цирком в традиционном понимании. И местами — даже НАД театром. Потому что это — обращение к душам. Но если конкретно до вас не достучались, повторюсь, просто наслаждайтесь тем, что творят люди на сцене. Ибо это — невероятно.
Впрочем, уже сегодня «7 пальцев» дадут последнее представление в Москве и отправятся домой. Не стоит печалиться — ребята из Монреаля, надеюсь, ещё вернутся к нам с новой постановкой… а мы пока с неменьшим удовольствием посмотрим «Реверс». Ибо цирк и театр, слитые воедино, это то самое чудо, которого так не хватает в жизни!.. Пафосно, но, ей-ей, правдиво!