Друзья мои, я в замешательстве. Дело в том, что я посмотрела свеженькую премьеру Театра на Таганке — мюзикл «Последние 5 лет». И теперь я не знаю, чему доверять: своим глазам, ушам и чувствам — или же увещеваниям людей, мнению которых, в принципе, доверяю, утверждающим, что спектакль этот крут невероятно.
Да, признаю: возможно, это именно в моём мозге отсутствует некая извилина, ответственная за романтическую составляющую. Но полтора часа, которые длился мюзикл, дались мне, каюсь, с трудом. Да что там — начиная примерно песни с пятой я откровенно скучала и ждала возможности выйти, наконец, на улицу, дабы насладиться последним тёплым деньком.
И это при том, что народ массово признаётся в том, что рыдал на протяжении чуть ли не всего спектакля — ну, уж в финале стопроцентно! А тут я такая. Равнодушная.
Конечно, я прекрасно знала сюжет (если это можно так назвать). Безусловно, я отдавала себе отчёт, что событийный ряд «Последних пяти лет» настолько беден, что практически отсутствует, как класс. И, уж будьте уверены, я осознавала, что мюзикл этот давит исключительно на эмоциональную составляющую. Он сам — одна большая эмоция.
Только мне-то мало, когда все сюжетные перипетии можно описать четырьмя словами: «полюбили — поженились — разлюбили — развелись». Да ещё и в героями проникнуться хочется. Понять, кто такие, чем живут.
А тут они — абсолютные белые пятна. Всё, что мы о них знаем, это профессии. Ну, и тот факт, что они друг в друга влюбились — а через пять лет расстались.
Да, конечно, мой любимый Джейсон Роберт Браун перенёс на сцену свои личные переживания (в смысле — развод с женой). Только Джейсон-композитор с лёгкой руки автора в мюзикле превратился в Джейми-писателя. И, наверное, нежелание углубляться в характеры персонажей логично объяснимо: во-первых, на самом деле главным героем повествования является сначала зародившееся, а в конце — умершее чувство между Кэти и Джейми, но не они сами. А во-вторых, каждый зритель легко и просто может поставить себя на место любого из персонажей (благо, их всего два) — ведь все мы переживали болезненные расставания, не так ли?.. И, значит, излишняя детализация нутра героев только навредит общему делу.
Вот это всё я понимаю головой. Но не принимаю душой. Мне не прикольно наблюдать просто за тем, что происходит с человеческими чувствами — вернее, с одним конкретным. С любовью. Я предпочитаю спектакли, в которых эта сюжетная линия встроена в общую канву (и тысячи их, как мы понимаем).
Впрочем, оставим меня и мой цинизм в стороне. Попробуем посмотреть повнимательней на свеженький спектакль Таганки.
Вещица получилась изящная и красивая. К работе Алексея Франдетти не придраться (хотя есть одна загогулина… но о ней ниже), хорош перевод, интересна сценография, великолепны проекции на заднике-окнах…
Плюс живой оркестр Армена Погосяна. Он работает за кулисами, и жаль, что музыкантов не видно. Впрочем, такой момент: на пресс-показе из всего оркестра было слышно исключительно клавиши (присутствие скрипки, скажем, стало очевидным только после окончания спектакля — когда музыкант сыграл пару тактов, то ли для настройки, то ли с иной целью, в одно лицо). Хочется верить, что звучание оркестра выровняется, и зрители порадуются и скрипке, и виолончелям, и гитарам, а не только прекрасному фортепиано.
Что плохо: несмотря на «простенький» сюжет, автор сделал оригинальный финт ушами: история Джейми движется в обычном направлении, от прошлого в настоящее, а Кэти, как истинный контрамот, «путешествует» в обратную сторону. Песни персонажей чередуются, и «временная стыковка» случается лишь однажды: в середине повествования, на сцене свадьбы.
Диалогов в спектакле нет, эмоции и чувства героев передаются сплошь «песенным путём». Наверное, отчасти и поэтому, если обычный зритель сядет в кресло, понадеявшись привычно насладиться мюзиклом и, конечно же, не прочитав о грядущем шоу ни строчки, он ударненько двинется кукушечкой. Ибо понять глубину авторской задумки, вникнуть, что линия Джейми идёт «по прямой», а история Кэти «перевёрнута», без помощи зала нельзя почти никак.
Давайте сделаю ремарку: по крайней мере, в версии Таганки. Просто я ж не смотрела бродвейские и офф-бродвейские постановки… а киноверсия меня приводит в такую тоску с самого начала, что я вырубаю её спустя несколько минут просмотра… Так вот, может, какие-то режиссёры смогли легко и непринуждённо привести публику к догадке о временных коллизиях — хвала им. Но не в нашем случае. Мои соседи по залу так до конца и остались в непонятках, кто на ком стоял, и почему в финале, после ухода Джейми, Кэти столь радостно пела о любви и обнималась с плюшевым мишкой.
Мне здесь видится та же проблема, о которой я плакалась, рассуждая о «Стилягах»: постановщик настолько хорошо знает оригинальный материал и столь мощно им проникся, что потерял способность разглядеть заранее, сможет ли массовая публика пронзить толщу либретто. А это плохо. Это уже какая-то фирменная болезнь режиссёра вырисовывается. Ну ай же!..
Ладно, давайте поговорим об артистах. Слаженный дуэт в составе Марфы Кольцовой и Павла Лёвкина достаточно ударно справляется с музыкальным материалом (хотя лично мне показалось, что к финалу Марфа подустала — но ей, драматической актрисе, штатной единице Театра на Таганке, сие позволительно, да и вокальная мощь набирается с опытом и показами).
Актёрски тоже есть где развернуться — хотя работа тут больше похожа на этюдную, а не на создание цельного полотна. Каждая песня — отдельный отрывок, отстоящий от своих соседей во времени и пространстве. И не забываем, что персонажи, по сути, не прописаны. Потому даже самая глубокая внутренняя проработка героев не станет зрителям подспорьем — на сцену это не выносится… спасибо автору.
Но имеется замечательная песня-миниспектакль о Шмуле в исполнении Лёвкина, а моя отдельная любовь — сцена кастинга от Кольцовой. Нормальные же люди млеют от свадьбы, от финала, от прочего… Вполне допускаю, что и вы относитесь к числу таких людей, и потому не меньше проникнетесь спектаклем.
А вот музыка… Скажу страшное — но нам, фанатам Джейсона Роберта Брауна, это позволительно. Не люблю я The Last Five Years как музыкальное произведение. Что другое от Брауна послушать — так за милую душу и на репите. Но «Последние 5 лет»… Только в качестве наказания и под дулом револьвера.
Вкусовщина, согласна. Так что в этом плане вы меня не слушайте… лучше слушайте сам мюзикл — вот, в Таганку приходите — и вперёд.
Да и в принципе, как вы понимаете, весь данный текст — она же. Ядрёная, махровая и субъективная вкусовщина. Я б лучше без выходных и перерывов на обед «Суини Тодда» смотрела (и ведь тоже Таганка, Франдетти, Лёвкин и Кольцова). Такое — обожаю! А розовые сопли «про любовь, про тебя, про знакомые слова» — это не по нашему адресу, увы.
Только глядите: я ж вон какую простыню про «Последние пять лет» накатала. Потому что впервые за долгие годы усомнилась, что моё видение спектакля является хоть на сколько-то процентов верным для большей части публики.
Так что не верьте мне, злой тётке, на слово. Опробуйте новинку на себе (и тут тот случай, когда я с превеликим нетерпением буду ждать ваши комментарии — ибо то, что мне не дано принять, хочется хотя бы максимально детально понять).
А доброе дело я таки сделала: поведала вам, что история Джейми движется вперёд, а линия Кэти — наоборот, назад. Это не спойлер, это вам пригодится. Зуб даю.
Какие красивые декорации, вау! Видела ролики всех офф-бродвейских постановок — там прям совсем бюджетненько все по сравнению с этим. Круто сделано.
Я из тех людей, кто The Last Five Years нежно любит, я из произведений композитора The Bridges of Madison County считаю самым приторным со всей этой любовью-морковью, а вот «5 лет» спасается юмором и реализмом (для меня все, что там происходит, как раз очень близко, хотя я и никогда не была женой писателя))). Но согласна, что крайне трудно поставить это произведение так, чтобы все все поняли с первого раза.
Кстати, насчет перевода — как переводчик смог справиться с еврейскостью Джейми? Там же на этом половина его персонажа построена, особенно «Schiksa Goddess». Я пока не узнала, что «шикса» — это «девушка-нееврейка», не понимала, о чем эта песня вообще. Оказывается — о том, что Джейми устал от отношений с женщинами своего круга, то есть с еврейками, и потому первая в его жизни «шикса» так сильно снесла ему голову. В принципе, в этом и кроется причина разрыва их отношений: Джейми Кэти не интересна, как человек, она просто в новинку и вдохновляет. Как только она входит в привычку, вся любовь заканчивается.
На самом деле, в постановке Франдетти «еврейский вопрос» очень сильно сглажен. Пожалуй, в нашей реальности это даже и правильно. Что касается Schiksa Goddess, Джейми просто поёт: «Я нашёл мою богиню».
Ириш, но у Франдетти ведь не «свадьба», а «первая годовщина». Специально и принципиально. Там шарик с цифрой 1 и домашнее отмечание.
И не сказала бы, чтоб еврейский вопрос как-то сглаживали, все близко к тексту идет и тот факт, что Кэти не еврейка, и лучше б была «гитлером с хвостом», но правильного происхождения, никуда не делся в сравнении с оригиналом.
=> Ириш, но у Франдетти ведь не «свадьба», а «первая годовщина». Специально и принципиально. Там шарик с цифрой 1 и домашнее отмечание.
Ну, ты ж помнишь, в каком я раздрае и растрёпе чувств была после просмотра. Потому хоть сама удивляюсь, чего меня на свадьбе переклинило (похоже, чужих рецензий перечитала, в которых тоже сплошь свадьба была), но отчасти и понимаю. Ибо ещё б мне эту единичку не помнить — так её в кадр ловила, старалась… А она вертится себе вокруг оси, зараза, мешает жить! :)
=> И не сказала бы, чтоб еврейский вопрос как-то сглаживали, все близко к тексту идет и тот факт, что Кэти не еврейка, и лучше б была «гитлером с хвостом», но правильного происхождения, никуда не делся в сравнении с оригиналом.
Ну, тут, видимо, у каждого своя черта, по которой разграничивается сильное и несильное сглаживание. :)